Таллий может отравить будущее Похила

Новосибирский «Горводоканал» на грани беспрецедентного скандала: лабораторный анализ показал существенное превышение таллия в питьевой воде. До «новичка» таллий называли любимым ядом спецслужб, доступным, впрочем, и обычным смертным.

К выходу из отпуска директора МУП «Горводоканал» Юрия Похила ждал зловещий сюрприз: 7 ноября «Новосибирский городской сайт опубликовал историю жителя центра Новосибирска Сергея Шпакова, который заподозрил неладное в водопроводной воде и отдал её в лабораторию на анализ. «У нас уже два года собака чешется, покрыта пятнами. Ветеринары не могут нормально диагноз поставить. Уже на всё лечили, убрали цветы, поменяли корм. При этом у жены постоянная горечь во рту», – рассказывает Шпаков на НГС. Он обратился в лабораторию «Академлаб», сотрудники которой разложили воду из водопровода на составляющие – порядка 30-40 элементов. «На этом графике, который нам предоставила лаборатория, таллий был изображён большим столбцом. Поэтому для чистоты опыта решили сдать ещё несколько проб: водопроводную воду, воду, проведённую через фильтр, и в офисе пробу взяли», – цитирует Шпакова НГС.

В протоколе анализов воды список из 5 элементов: таллия, фосфора, марганца, бария и железа. «Все элементы разные (по содержанию), а таллий везде одинаковый – 0,005, превышен в 50 раз. Это же тяжёлый опасный металл. Если это действительно так, то весь город травится!» – считает Шпаков. В «Горводоканале» считают иначе. Анализ «Академлаба» там раскритиковали, сообщив журналисту НГС, что лаборатория использовала методику, позволяющую обнаружить таллий в воде только в случае, если его концентрация будет превышена в 50 раз. «Показатель таллия в аналитической лаборатории «Академлаб» – меньше 0,005 мг/дм3, что свидетельствует о том, что содержание таллия в исследуемой воде ниже предела обнаружения установленного методикой измерения», – сказано в ответе «Горводоканала» из коммунального предприятия за подписью замдиректора по эксплуатации Владимира Гусева. Тем не менее, организация запустила собственную проверку образцов воды по наличию в них таллия, о результатах которой обещают вскоре рассказать.

Таллий – излюбленное оружие отравителей, многократно опробованное на всех континентах в 20 веке. До недавнего времени металл и его соли считались основными ядами в арсеналах спецслужб. Впрочем, немало и бытовых отравлений. Была громкая история и в Новосибирске. Здесь в 2001 году менеджер группы компаний «Модус» Александр Кривобоков был осуждён на 20 лет тюрьмы за отравление таллием своей бывшей жены и четверых коллег вместе с начальником, уличившим его в воровстве.

Спор о содержании таллия в питьевой воде – серьёзная репутационная проблема, способная ускорить реорганизацию «Горводоканала», обсуждаемую сейчас в коридорах мэрии и правительства региона. Качество питьевой воды считалось преимуществом команды Похила. Вопросы по этой области периодически возникали, как, например, в 2010 году, когда МУП потратил 215 млн рублей на покупку оборудования для очистки воды в левобережье ультрафиолетом. Ультрафиолет должен был заменить хлор. Однако общественники из организации «Родительский комитет», взяв на сравнение пробы в левобережье и правобережье, обнаружили, что содержание хлора почти одинаково. Зачем тогда надо было покупать дорогое оборудование? В «Горводоканале» тогда объясняли, что ультрафиолет всё же не исключает полностью использование хлора, а в некоторые периоды (в паводок, например), для обеззараживания воды химии требуется больше обычного.
Власти закрывали глаза на разные нестыковки в финансовой и хозяйственной деятельности «Горводоканала», поскольку социальный аспект деятельности предприятия близился к идеалу: жалобы на качество воды были единичными. Публикация про таллий в воде на самом массовом городском сайте – звоночек о том, что расклад меняется. Развитие событий может поставить ряд неудобных для Похила вопросов о состоянии оборудования и о качестве воды. Учитывая предстоящую реорганизацию МУП, это может стать дополнительным аргументом в пользу передачи предприятие под управление другой команды.

Напомним, что по решению федеральных властей, до конца следующего года муниципальные унитарные предприятия в сфере ЖКХ должны быть либо акционированы, либо преобразованы в казённые предприятия. «Горводоканал» – привлекательный актив, способный проносить городу больше доходов. Поскольку мэр Анатолий Локоть выступает против продажи предприятия, эффективным сценарием может стать концессия: частный инвестор может обеспечить инвестиции и гарантировать доход муниципалитету. Понимая возможный ход событий, Похил мог бы влиять на их развитие и моделировать исход в свою пользу. Но вопросы о качестве воды ставят под сомнение способность его команды контролировать даже текущую ситуацию. Чем обязательно воспользуются сторонники смены управления «Горводоканалом».

Другие материалы