Аэрофлот заглядывается на конкурента Толмачёво

Толмачёво ищет проектировщика для увеличения аэровокзального комплекса. Новосибирский аэропорт сохраняет планы по развитию в качестве крупнейшего за Уралом хаба. Однако «Аэрофлот» планирует развивать собственный хаб в Красноярске.

Принадлежащий «Базовому элементу» красноярский аэропорт Емельяново до сих пор пытается позиционировать себя как конкурента Толмачёво, хотя пассажиропоток в новосибирской авиагавани уже в три раза больше. Возможно, это объясняется субъективным фактором многолетнего соперничества Новосибирска и Красноярска за неформальный статус столицы Сибири. Тем не менее, благодаря грядущей Универсиаде судьба Емельяново заботит руководство страны. Владимир Путин уже дважды поручал проработать вопрос строительства аэроэкспресса от города до порта. Местные чиновники и причастный бизнес кряхтят и морщатся, понимая, что регулярная скоростная электричка при пассажиропотоке в 2 млн пассажиров в год будет убыточным проектом. Но поскольку Президент регулярно возвращается к этому вопросу, вероятно, придётся строить.

Неожиданная поддержка амбициям Емельяново прилетела из «Аэрофлота». На прошлой неделе «Ведомости» рассказали о планах крупнейшей авиакомпании России по созданию нескольких хабов в регионах. На сегодняшний день госкомпания летает в регионы только из Москвы. Благодаря хабам «Аэрофлот» рассчитывает создать сеть межрегиональных рейсов. В Сибири перевозчик планирует использовать Емельяново. Для воплощения плана «Аэрофлот» покупает у холдинга «Сухой» 100 «Суперджетов». Контракт подписан 10 сентября, поэтому весьма вероятно, что планы не останутся на бумаге.

Вариант развивать свой хаб на основе Толмачёво в «Аэрофлоте» если и рассматривали, то забраковали. Новосибирский аэропорт уже стал хабом благодаря активности базовой авиакомпании S7, активно развивающей межрегиональные рейсы из Новосибирска и стыковочную программу для международных перелётов. Если партнёрство «Аэрофлота» с «БазЭлом» выйдет на новый уровень, соперничество между Толмачёво и Емельяново получит новый импульс.

Напомним, что перспективы новосибирского аэропорта тоже не обделены вниманием первого лица. На встрече с главой региона Андреем Травниковым в июле Владимир Путин сделал особый акцент на необходимости поддержать программу развития Толмачёво. Компания «Новапорт», владеющая воздушной гаванью, намерена вложить 15 млрд рублей в кардинальную перестройку пассажирского комплекса, включающего объединённые внутренний и международный терминалы. В июне речь шла о строительстве аэровокзала площадью 100 тысяч квадратных метров. Это сделало бы Толмачёво крупнейшим региональным аэропортом России. Но сейчас, судя по параметрам конкурса для проектировщиков, планы урезали до 80 тысяч квадратов, что сопоставимо с площадью терминала аэропорта Кольцово в Екатеринбурге.

Конкурсные условия опубликованы на этой неделе. Проектировщики должны учесть, что после ввода первого этапа пропускная способность внутреннего терминала должна составить 7,5 млн пассажиров в год, международного – 3,1 млн. На втором этапе цифры должны увеличиться до 9,3 и 3,8 млн. С таким пассажиропотоком можно уже будет и о рентабельном аэроэкспрессе задуматься. В нынешнем году Толмачёво рассчитывает на 6 млн пассажиров (4 млн уже набрали).

Развитие аэропорта сдерживает неопределённость в части реконструкции аэродрома, находящегося в федеральной собственности. Реализация соответствующей госпрограммы отложена на неопределённую перспективу. А без капитального ремонта взлётно-посадочных полос, перрона, рулёжных дорожек планам Толмачёво по увеличению пассажиропотока воплотиться не суждено. Стимулом для государства найти скорое решение для реконструкции аэродрома теоретически должно стать проведение молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023. Но фактически у федерального центра могут найтись более приоритетные инфраструктурные проекты. А тут ещё и государственный авиагигант заинтересовался развитием конкурента в Красноярске. «Новапорту» и областной власти надо подумать над объединением и усилением ресурсов для лоббирования.

Другие материалы