Влажная уборка дорого обойдётся крестьянам

Областной агропромышленный комплекс опять бросает в крайность: после рекордного перепроизводства прошлого года регион может собрать рекордно малый урожай. В заксобрании вновь заостряют требования к мерам господдержки отрасли.

Сибирский зерновой рынок представляет собой анклав с ограниченным внутренним потреблением и ограниченными возможностями по продаже сельскохозяйственной продукции вовне. Расстояние до портов, через которые идёт перевалка зарубежным покупателям, превышает 5000 километров и расходы на транспортировку обычно съедают маржу. Региональным властям в особо трудные периоды удаётся выбить льготные тарифы на железнодорожную перевозку. Но как показала ситуация прошлого года, сами по себе льготы не решают проблемы в ситуации дефицита вагонов-зерновозов.

Вторая беда регионального рынка – урожайные «качели», когда отрасль бросает от перепроизводства до дефицита. Новосибирская область в зоне рискованного земледелия, и природа об этом регулярно напоминает. Как, в частности, и в этом году. В прошлом сезоне из-за рекордного урожая обвалились цены. Элеваторы были переполнены зерном, хранить свежий сбор было негде и не на что. А сейчас на зернотоки нечего грузить. По официальным данным областного министерства сельского хозяйства, нынешняя уборочная кампания может стать худшей в истории региона.

Ситуация в АПК находится в поле постоянного внимания областных депутатов, почти половина которых представляют сельские территории. Прошлой осенью из-за неспособности минсельхоза самостоятельно разобраться с неотложными мерами поддержки отрасли заксобрание активно вмешалось в ситуацию. В том числе, депутаты наладили прямой диалог с федеральными органами власти, следствием чего стало создание оперативного штаба, частично решившего проблему реализации зерна за пределы региона. Внедряя чрезвычайные решения, заксобрание требовало от областных чиновников искать новые подходы к планированию в отрасли, чтобы исключить авралы на перспективу. Но уже весной в игру слишком активно вступила погода, и на этот раз не на стороне зернопроизводителей. Посевная кампания прошла в режиме чрезвычайной ситуации. На прошлой неделе на агропромышленном комитете заксобрания обсуждалась возможность введения режима ЧС и на уборочную. Однако погода отозвалась несколькими погожими днями и решение о целесообразности введения чрезвычайной ситуации решили пока отсрочить.

В прошлом году к середине сентября новосибирские хозяйства убрали почти половину урожая. В нынешнем сезоне лишь около 10%. Как и весной, виновата погода. В период посевной холода и дожди вынудили свести полевые работы к минимуму. Осень пока также показывает себя с худшей стороны. На заседании комитета заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям и.о. министра сельского хозяйства Евгений Лещенко сообщил, что сельским предприятиям перед уборочной направлено из бюджетов разных уровней 2,5 млрд рублей, в том числе 500 млн были выделены по инициативе заксобрания. Для компенсаций в связи с подорожанием горючего крестьянам планируется выделить ещё 211 млн рублей. Но деньгами погоду не купить. Часть районов области ещё толком даже не приступила к уборке.

Анализируя статистику полевой обработки, Лещенко посчитал, что уборочная может продлиться до ноября. Это значит, что значительная часть урожая уйдёт под снег. Зампред аграрного комитета Глеб Поповцев уточнил, что для полноценной уборочной необходимо 30 погожих дней, а долгосрочный прогноз их не обещает. «Зерно будет так себе по клейковине, а сама уборка затратная. С учетом сушки зерна сегодня по оптимистичным прогнозам мы уже вышли на себестоимость в пределах 7 рублей на 1 кг. При пессимистичном прогнозе, если часть урожая попадёт под снег, она будет ещё выше. При этом закупочная цена на рынке сегодня варьируется от 7 до 8 рублей за 1 кг», – заявил Поповцев. Несмотря на сопоставимые с себестоимостью цены и низкий валовый сбор депутат прогнозирует повтор прошлогодней ситуации с нехваткой зерновозов: это станет ещё одним фактором давления на зернопроизводителей.

Поскольку беда не приходит одна, вместе с плохой погодой нынешний агросезон принёс перемены в налоговой политике для АПК. С 2004 года большинство игроков рынка платят единый сельскохозяйственный налог, получая при этом существенные льготы и упрощённую систему отчётности. С 2019 года льготы закончатся. К ЕСХН прибавится НДС, либо же придётся переводить бизнес на общую систему налогообложения. Большую угрозу для своей шаткой экономики сельхозпроизводители видят в необходимости платить в полном объёме налог на имущество. Как наследство советских времён, от колхозов и совхозов действующим предприятиям достались масштабные имущественные комплексы, не являющиеся рыночными активами в понятном смысле слова и не всегда задействованные в производстве. Руководители ряда крупных сельхозпредприятий обратились в заксобрание с просьбой о поддержке в виде обнуления ставки ЕСХН и налога на имущество в той его части, которая не используется в работе. Иначе налоговая нагрузка станет непосильной. Особенно, если учесть ситуацию с неудачной уборкой.

Депутат заксобрания и директор ЗАО «Ирмень» Юрий Бугаков сообщил, что для его предприятия налоговые платежи должны вырасти на 40 млн. Между тем, по расчётам минсельхоза, полный объём поступлений в бюджет региона от ЕСХН на 2019 год составляет 72 млн. По расчётам Поповцева, налоговая нагрузка для некоторых хозяйств может вырасти в 8 раз. «За текущий период произошло резкое увеличение цены ГСМ, цены на запчасти, испытанием стали погодные условия. Ситуация в отрасли не изменится и в следующем году. Мы не уйдём из зоны рискованного земледелия, будем также удалены от рынков сбыта зерна, мы видим, какая ситуация с рентабельностью складывается во многих отраслях сельского хозяйства. Коллеги в других областях и краях уже приняли встречные шаги. Внесены изменения в законодательство Омской области, Красноярского края, Свердловской области – более 50 регионов», – заявил председатель комитета Олег Подойма.

Контраргумент замминистра финансов и налоговой политики Константина Дуплякина о том, что в Омской области введение льгот для аграриев якобы признано неэффективным, депутаты не приняли. «Надо пополнять бюджет, но не за счет той отрасли, которая во многом определяет социальный облик села. Сельское хозяйство – это та отрасль, из которой не вывозятся деньги за пределы страны. Они остаются здесь, на нашей территории, работают на людей», – заявил Подойма, добавив, что лишь немногие сельские предприятия сейчас в состоянии нести налоговую нагрузку в нынешнем объёме. «Надо думать на перспективу, в следующем году им придется снова, и сеять, и убирать. Если загонять хозяйства в такие жёсткие рамки, это может привести к пагубным последствиям развития сельских территорий», – отметил первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров.

Аграрный комитет проголосовал за то, чтобы рекомендовать правительству рассмотреть возможность снижения ставки имущественного налога. Это не единственная мера поддержки АПК, которую поддерживают депутаты. Подойма не исключил введение режима ЧС по итогам уборочной. Сейчас все смотрят на погоду. Не исключено, что ухудшение условий потребует новых чрезвычайных мер поддержки.

Другие материалы