Таран примеряется к антикризисным ролям

Эдуарду Тарану хочется нового масштабного проекта, пока заявленные ранее лежат в папке «Планы». Группа компаний РАТМ объявила о намерении вернуться к идее консолидации стекольных предприятий, анонсированной ещё в 2012 году.

На прошлой неделе «Интерфакс» сообщил, что Таран зарегистрировал ООО «Национальная стекольная компания» специально для консолидации российских производителей тарного стекла. Хорошо известный новосибирскому истеблишменту топ-менеджер Павел Бобошик, ныне входящий в совет директоров завода «Экран», возглавил новое детище президента РАТМа. «До 2008 года на заёмные деньги в России активно строили и модернизировали стекольные заводы: в результате возник переизбыток мощностей, наблюдали затоваривание рынка, демпинг, – заявил Бобошик «Интерфаксу». – Появились сложности с погашением займов (на фоне подорожания сырья и энергоресурсов). Кто-то реструктуризировал кредиты, но часть предприятий сейчас находится в банкротном и предбанкротном состоянии – активы контролируют банки, которые ищут оптимальные решения... Мы готовы взять в управление заводы в европейской части России, также ведём переговоры с инвесторами».

У стекольного подразделения РАТМа дела действительно лучше, чем у многих конкурентов. Настолько хорошо, чтобы тянуть на себе всю отрасль? Примеры из разных сфер экономики показывают справедливость единого закона экономики: чем больше шкаф, тем громче падает. Теория «слишком больших, чтобы падать», подразумевающая обязательную господдержку для системообразующих компаний, утратила жизнеспособность в течение кризисных лет, следующих друг за другом безнадёжным караваном. Новосибирский тому пример – «Сибмост», который новые акционеры хотели включить в национального масштаба холдинг из терпящих бедствие мостостроителей: оценив необходимые вложения и риски, от идеи отступились.

У Тарана есть тяга к имиджу «белого рыцаря», которая, по-видимому, является главной движущей силой во многих его проектах – амбициозных, красивых, голословных и неосуществимых. Ярко выраженной она стала после событий 2010 года, когда Эдуард Анатольевич на две месяца заехал в московское СИЗО по обвинению в попытке подкупа сотрудников департамента экономической безопасности МВД, якобы проверявших предприятия РАТМа. Арест случился в августе, под залог Таран вышел в октябре. Позже предприниматель рассказывал, что дело против него закрыли через шесть месяцев за отсутствием состава, а ответственные полицейские даже были уволены. Тем не менее, первую масштабную пресс-конференцию бизнесмен провёл лишь два года спустя после столь неприятного инцидента. Тогда и прозвучала впервые идея объединить стекольные активы РАТМа с производителями из европейской части России. Конкретно речь шла о переговорах с Орехово-Зуевской стекольной компанией – с прицелом на создание крупнейшего федерального игрока на рынке стеклотары.

Четыре года назад на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге Таран подписал меморандум о расширении сотрудничества с президентом ГК «РУСТ» Рустамом Тарико. На тот момент «Первый стекольный холдинг» группы РАТМ снабжал тарой «Сибирский ликёро-водочный завод», подконтрольный Тарико. Меморандум предполагал расширение сотрудничества холдингов в национальном масштабе. «По словам Эдуарда Тарана, РАТМ холдинг намерен вкладывать средства в приобретение новых мощностей в европейской части России, с учётом производственной программы ГК «РУСТ», консолидируя стекольные активы», – комментировал событие Тарико. Предполагалось, что РАТМ проведёт эту консолидацию в течение трёх лет. Фактически же за это время утекло очень многое. Стекольное подразделение РАТМа остаётся в числе поставщиков для производства Тарико, водочный бизнес которого стал первым в России и вторым в мире. А к теме консолидации стекольных активов РАТМ обозначает интерес снова – и опять как в первый раз.

В словах Бобошика всё правда – в отрасли немало игроков, тяжело переживающих кризис. Странно то, что в последнее время Таран уже обозначился с антикризисными идеями в нескольких довольно далёких друг от друга проектах. То нацелился вывести новосибирский футбол на новый качественный уровень, запроектировав современный стадион на улице Колонды. То вдруг проявил интерес к решению проблем закредитованности крупных ритейлеров. То внезапно обозначился в теме спасения НИИТО путём объединения интересов клиники и местных производителей протезов. Это мы говорим лишь о проектах последнего времени. А сколько нереализованных проектов у Тарана осталось в сфере девелопмента... Впрочем, бесплодные словесные интервенции не вредят основному бизнесу Эдуарда Анатольевича, и, в то же время, подают отчётливый сигнал бизнес-сообществу: жив, курилка.

Другие материалы