Минтранс надеется на успеваемость «Сибмоста» в Коченёво

1 ноября истечёт очередной срок сдачи компанией «Сибмост» путепровода в Коченёво через трассу «Омск-Новосибирск». Развитие событий чревато политическими рисками для компании, уже получившей штрафные санкции на 141 млн рублей.

В начале сентября на Восточном экономическом форуме губернатор Новосибирской области Андрей Травников встречался с президентом АФК «Система» Владимиром Евтушенковым, чтобы обсудить ряд вопросов – перспективных и наболевших. К последним относится оздоровление ОАО «Сибмост». «В частности, был рассмотрен вопрос завершения строительства в текущем году путепровода через железную дорогу «Омск – Новосибирск» на 6 км автодороги «Коченево – совхоз Коченевский» в Коченевском районе», – сообщил пресс-релиз облправительства по итогам встречи. Это достаточно говорит об уровне внимания к контракту, исполнение которого задержалось уже на два года. Если путепровод не будет сдан вовремя, новый срыв срока крайне плохо отразится на отношениях областной власти с акционерами «Сибмоста».

10 октября исполнилось ровно два года с того дня, когда «Сибмост» должен был сдать путепровод через федеральную трассу. Объект стал главным инфраструктурным долгостроем областного значения (Восточный обход здесь в расчёт не берём, поскольку там деньги из федерального бюджета). При этом с годами значение объекта ничуть не уменьшилось. Наоборот, ставка на путепровод возросла, коль скоро его включили в приоритетную программу «Безопасные и качественные дороги».

Судя по цифрам, затягивание стройки дорого обходится «Сибмосту». Согласно контракту, стоимость объекта чуть больше 339 млн рублей. По состоянию на начало осени, в правительстве оценивали объём выполненных на объекте работ в 229,7 млн. При этом общий объём штрафных санкций, предъявленных генподрядчику, превышает 141 млн рублей. Другой вопрос в расчётах «Сибмоста» по этим счетам. По данным минтранса, по состоянию на начало сентября, в бюджет региона было перечислено менее 41 млн рублей. На 12,2 млн рублей возбуждено исполнительное производство. В правительстве ждут, что штрафы на 88 млн рублей «Сибмост» перечислит в бюджет самостоятельно, однако мостостроители не теряют надежд отбиться от этих претензий. Хотя успеваемость по объёму работ по-прежнему под вопросом.

Можно быть уверенным, что «Сибмост» ускорил работы на объекте лишь в связи с личным вмешательством Травникова в конце июля. Губернатор, изучив ситуацию на объекте, поручил готовить расторжение контракта, если генподрядчик не сможет резко форсировать работы. ЦДЖ рассказывал, что 1 августа начальник Территориального управления автодорог Алексей Чуманов направил теперь уже бывшему президенту «Сибмоста» Андрею Райкову уведомление о расторжении. Впоследствии выяснилось, что это было предпоследнее предупреждение. Фактически ТУАД тем самым дополнительно стимулировал генподрядчика.

Насколько успешный эффект принесла взбучка? В «Сибмосте» в очередной раз сменилось руководство, и в очередной раз оперативный контроль за работой компании сохранился при этом в руках Сергея Титова, бывшего министра транспорта Новосибирской области. Как стало известно ЦДЖ, в конце сентября ТУАД вновь ставил перед областным министерством транспорта вопрос о расторжении контракта с «Сибмостом». Чиновники оценили отставание от согласованного графика работ в 68%. Конечно, это не могло не встревожить ответственных лиц, учитывая, что на объекте уже 1 ноября надо бить шампанское об свежий асфальтобетон.

На первый взгляд, нет смысла суетиться, когда объект просрочен уже на два года. Что решат месяц или два? Если подходить формально, срыв сроков может обернуться неприятностями для чиновников, курирующих проект. Источники ЦДЖ утверждают, что вопрос о судьбе коченёвского контракта уже обозначен в перечне ближайших забот комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания. Депутаты спрашивают за бюджетные средства не с подрядчиков, а с чиновников. Для последних разбирательства зачастую бывают очень неприятными. Инициатива о досрочном расторжении контракта может служить страховкой, снимающей, как минимум, часть вопросов.

С другой стороны, досрочное расторжение никак не будет способствовать ускорению достройки путепровода. Более того, привлечение нового подрядчика потребует увеличения расходов, и вряд ли можно будет компенсировать это за счёт «Сибмоста». Поскольку объект входит в программу БКД, за срыв придётся ещё и краснеть перед московскими кураторами. Поэтому тактика надежды до последнего на успешный финал объяснима. Но оценки технических специалистов делают надежду весьма призрачной. Большие сомнения в том, успеет ли «Сибмост» заасфальтировать переезд. Дело не только в календарных сроках, но в климатических особенностях. Выпадет снег – асфальтирование придётся переносить на следующий год.

Другие материалы