Мамедов интригует оптимизмом

Гендиректор «Первого строительного фонда» Майис Мамедов претендует на роль главного посредника между строителями и властью. Поможет ли это предводителю «обиженных» застройщиков получить крупный бюджетный подряд?

Осень 2014 года в Новосибирске была такой же безрадостной, как по всей стране. Рубль катился вниз пока ещё плавно, однако все чувствовали растущий напряг в экономике. На этом фоне серым октябрьским днём в толмачёвском Промышленно-логистическом парке случилось праздничное открытие завода «Арматон». Группа компаний «Первый строительный фонд» запустила самое современное производство для крупнопанельного домостроения стоимостью 1,7 млрд рублей. Сердцем предприятия стало немецкое оборудование, закредитованное в валюте.

В хорошие годы мощность «Арматона» (300 тысяч квадратных метров жилья в год) должна была бы дать крепкий импульс всей группе ПСФ. Но в условиях падающей экономики строительный рынок схлопнулся. А обязательства остались. В итоге даже арендные платежи за землю под «Арматоном» в ПЛП то и дело становятся непосильным бременем для Мамедова. Застройщики утверждают, что осенью 2018 года Мамедов вёл переговоры о продаже предприятия.

Между тем, руководитель ПСФ также возглавляет Региональный деловой клуб строителей – неформальную организацию, объединяющую часть участников рынка. Благодаря личной дружбе с бывшим мэром и губернатором Владимиром Городецким, а также с бывшим строительным вице-мэром и вице-премьером Сергеем Боярским Мамедов превратил РДКС в переговорную площадку для жалоб ряда застройщиков на всякие беды, помочь в которых может власть. Ответственные лица власти сменились и на областном, и на городском уровне, но клуб сохранил статус «стены плача», авторизованной при правительстве и мэрии. Жалобы и чаяния Мамедова в этом контексте вызывают особый интерес, как позиция первого среди равных.

Потому развёрнутое интервью главы ПСФ и РДКС газете «Континент Сибирь», опубликованное на этой неделе, вызвало бурное обсуждение среди застройщиков. О проблемах своего бизнеса Мамедов ничего не говорит. Ни о долгах, ни о просрочке по аренде, ни о поиске инвесторов. Лишь опосредованно, в разделе про задолженность застройщиков за аренду земли в Новосибирске Майиса Пирвердиевича прорывает. «Я не понимаю смысл манипуляций и обсуждений долгов по аренде земли, которые ведутся из года в год, – возмущается Мамедов. – Все прекрасно знают, что большую часть из них город никогда не получит, поскольку должники уже давно обанкротились. Зачем тогда все эти рассуждения? По-моему, накопившиеся долги нужно просто списать. А с добросовестными компаниями, которые работают на рынке и уходить не собираются, необходимо работать в ручном режиме – если застройщик в силу определенных обстоятельств вынужден попросить отложить оплаты аренды за землю, его просьбу необходимо рассмотреть, причём в кратчайшие сроки».

Интерес Мамедова в этой теме кажется неочевидным. Однако его компания МЖК «Энергетик» была на втором месте после «Дискуса» в топ-10 крупнейших должников за аренду в 2016 году. С тех пор мэрия скрывает застройщиков-должников не только от общественников, но даже и от депутатов. Так что масштаб долгов группы ПСФ за землю попросту неясен.

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, да настолько, что Мамедов даже «позволил себе немного отойти от оперативного управления компанией» для стратегической, общественной и организационной работы. О депутатской работе в интервью почти нет речи, и понятно, почему: это направление утратило для Мамедова интерес после того, как коллеги его фактически низложили весной 2018 года с поста председателя строительного комитета заксобрания.

Зачем Мамедов выбрал текущий момент, чтобы похвалиться своими делами? Первая версия связана с предпродажной подготовкой. Однако осенние переговоры выявили низкий интерес к активам ПСФ, отягощённым громоздким кредитным портфелем. Другое объяснение кроется в небольшом абзаце, посвящённом крупным объектам с федеральным финансированием перинатальному и волейбольному центрам вместе с новым ЛДС. «Самостоятельно вытянуть подобного рода крупные объекты местные компании не в состоянии, – заявил Мамедов. – Во главе должен быть сильный игрок, который мог бы полностью контролировать строительство, а у нас таковых нет. Если образно, нужен генерал, знающий подходы и к власти, и к банкирам. Подрядные же работы мы в состоянии выполнить».

Если Мамедов действительно претендует на участие в крупных стройках на бюджетные деньги, для него самое время представить свой бизнес устойчивым и перспективным. Прежде всего, в глазах губернатора. В новосибирской истории, впрочем, уже многовато примеров, когда власти фактически пытались своими контрактами поддержать строителей в трудных обстоятельствах. Несколько историй закончилось плохо: банкротств избежать не удалось, бюджетные деньги были потеряны, а органы власти вставали в очередь с другими кредиторами. В случае с масштабными инвестиционными проектами областная власть, наверное, будет особо внимательно оценивать реальное экономическое положение партнёров. Одной рекламой вопрос не решить.

Другие материалы