За кадром сюжетов про «Ангиолайн» осталось вымогательство

Новосибирский «Ангиолайн» оказался героем нескольких сюжетов федеральных СМИ о проблемах с качеством медпродукции. В основе кампании жалобы руководителя одной из крупных клиник, расстроенного обязанностью покупать стенты через тендеры.

На прошлой неделе завод компании «Ангиолайн» в Кольцово посетил член Совета Федерации Александр Карелин. Визит сенатора, посвящённый знакомству с новыми инновационными разработками земляков, не остался без внимания прессы. В репортажах на ТВ Карелин говорил про импортозамещение и доступность высокотехнологической медпомощи для россиян, которые обеспечивают «Ангиолайн» и подобные немногочисленные отечественные производители, способные теснить глобальных игроков. Между строк читалась подспудная цель визита – оказать политическую поддержку компании, столкнувшейся с недобросовестной конкуренцией.

Больше месяца стенты «Ангиолайна» упоминают в сюжетах федеральных СМИ не первой величины, но достаточно заметных, чтобы связать их в единый план кампании. В центре истории федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Пензе, пациенты которого вдруг один за другим стали жаловаться на ухудшение самочувствия после коронарного стентирования стентами «Калипсо», произведёнными «Ангиолайном». Главврач центра Владлен Базылев – неизменный герой репортажей, рассказывающий, как врачи якобы обнаружили брак на стентах, ранее установленных пациентам в его клинике.

В сюжетах есть упоминания претензий Всероссийского научно-исследовательского и испытательного института медтехники к «Калипсо», сведения о жалобе в правоохранительные органы на некачественную продукцию и на проверку «Ангиолайна» Росздравнадзором. Последняя, действительно, идёт, что добавляет истории убедительности. Но есть и другая сторона медали.

Сюжеты объединяет общий тезис о печальной участи главврача, вынужденного покупать продукцию только на открытых тендерах. То есть, по самой низкой цене. И, зачастую, отечественного производства. Хотя в интересах о пациентах всё должно быть не так. А как? Пензенский центр под руководством Базылева до 2019 года покупал стенты исключительно у двух компаний из Санкт-Петербурга, поставляющих зарубежную продукцию. Аукционы проходили в плановом режиме предсказуемой конкуренции, до тех пор, пока очередной тендер не выиграл внезапно заявившийся поставщик с продукцией «Ангиолайн». Базылев отказался принимать продукцию, которую был обязан закупить по результатам конкурса. И упирался до тех пор, пока не вынудил дистрибьютора продукции «Ангиолайн» «пожертвовать» клинике медизделий на 1,5 млн рублей.

В 2020 году субдистрибьютор продукции «Ангиолайн» вновь выиграл тендер на поставку стентов в пензенский медцентр. И снова Базылев категорически отказался их принимать. Источник в руководстве «Ангиолайна» утверждает, что главврач в неоднократных переговорах требовал, чтобы компания отказалась от попыток начать поставки в клинику. В итоге «Ангиолайн» подал по факту событий 2019 года заявление о вымогательстве в Следственное управление СК по Пензенской области (копия сеть в распоряжении ЦДЖ). А Базылев, со своей стороны, стал инициатором кампании против новосибирского производителя.

С 2013 года «Ангиолайн» поставил в клиники более 250 тысяч стентов. Сегодня компания занимает около 30% российского рынка. Стенты «Калипсо» и «Синус» устанавливают практически по всей стране. И только в Пензе резко нашлись пять пациентов, по странному совпадению синхронно обратившихся с жалобами. Понятно, что руководителю провинциального медучреждения было бы непросто организовать последовательную кампанию в телепрограммах РенТВ, НТВ и ОТР. Это позволяют возможности крупных международных игроков, которых «Ангиолайн» существенно подвинул на российском рынке – не только в объёмах, но и в деньгах.

Следствием активного участия новосибирской компании в тендерах стало снижение цен на импортные аналоги в 2,5-3 раза. Лидерам мировой индустрии (почти всё это компании из США) хотелось бы вернуть ситуацию в прежний вид, обеспечив дружественным главврачам возможность, покупать любимые стенты без экономических и юридических ограничений. Дискредитация «Ангиолайна» – подходящий приём. А других отечественных производителей, способных соперничать с иностранцами в этой нише, в России нет.

Другие материалы