Номер с поджогом в Толмачёвском не выгорел против Башмакова

Завершено расследование поджога в Толмачёвском сельсовете, из-за которого силовики в мае осадили коттедж известного бизнесмена Дмитрия Башмакова. Пожар использовали как повод для давления на совладельца торгового комплекса «Восток».

Прокуратура Новосибирского района передала в суд дело против некоего 34-летнего новосибирца, которого обвиняют в поджоге архива управления земельных отношений Толмачёвского сельсовета. Инцидент случился в апреле 2020 года. Сработала сигнализация, пожар удалось потушить, но значительная часть архива пострадала. Обсуждалась версия, будто инициатором поджога выступил кто-то из чиновников, заметающих следы незаконной продажи участков.

О завершении расследования стало известно 15 октября, и в тот же день сайт Тайга.инфо сообщил о задержании главы администрации сельсовета Николая Захарова. В конце лета появились слухи, что руководитель одного из самых близких к черте Новосибирска сельсоветов скоро лишится должности. Пожар в администрации и последующее расследование не могли протий незаметно для вышестоящего начальства. Теперь следствие может выйти на новый уровень.

Нельзя не вспомнить, что расследование чуть не пошло совсем в другую сторону. Рано утром 26 мая в коттедж известного бизнесмена Дмитрия Башмакова в Морском сельсовете стали долбиться вооружённые люди в масках, представляясь полицией. Пока предприниматель связывался со своей знакомой полицией по телефону, чтобы понять, кто и на каком основании ломится к нему в дом, бойцы спецназа стали ломать дверь. Причиной обыска назвали поджог в Толмачёвском сельсовете. Предприниматель недолго недоумевал, причём тут сельсовет, где у него нет никаких интересов. Дальнейшее общение с представителями правоохранительных органов велось уже на темы, связанные с деятельностью торгового комплекса «Восток». Об этом адвокат Башмакова Николай Муштин рассказал изданию «Континент Сибирь» месяц спустя после обыска у своего клиента.

«Восток» стал фактическим наследником Гусинобродской барахолки. Несколько лет тянулось ожесточённое соперничество между построенным на средства новосибирских инвесторов «Востоком» и торговым комплексом «Норд сити молл», возведённым московскими инвесторами. Эхо былых сражений до недавнего времени напоминало о себе претензиями МЧС, адресованных «Востоку». Но визит спецназа в коттедж Башмакова был связан с другой ситуацией. «Работа рынка находится даже не под увеличительным стеклом, а под микроскопом, и постоянно происходят какие-то непонятные вещи. Поступают постоянно угрозы от представителей, связанных с криминальными кругами, фамилии назвать я не могу, настойчивые предложения «поделить бизнес». На этом фоне действия правоохранительных органов вызывают сомнения в их объективности», – заявил Муштин в комментарии для КС.

Переводя на доступный язык это значит, что, по версии защиты, представители силовых структур использовали поджог в Толмачёвском сельсовете как повод попытаться надавить на позицию Башмакова в диалоге с местными игроками, желающими получить лучшую долю в бизнесе.

Барахолка с 90-х в значительной степени подпитывала новосибирские организованные преступные группировки (среди прочих источников, много интересного об этом можно прочитать в судебных репортажах по уголовным делам против Трунова и Солодкиных). Возвращаясь из мест не столь отдалённых, авторитетные представители преступного мира ищут выходы на знакомую поляну. Внешне торговля на Гусинке приобрела более цивилизованные формы, но не всем понятно, что крышевать контейнеры и собирать дань с арендаторов современного торгового комплекса это не одно и то же.

Тем более непонятно, как классифицировать действия правоохранителей в этой ситуации? С одной стороны, любое посредничество лучше стрельбы, так что, можно сказать, отношения в сфере барахольной торговли всё же стали поцивилизованней относительно реалий 90-х и начала нулевых. В то же время активная роль силовиков в переговорном процессе говорит, что цинизма меньше не стало.

Другие материалы