Следствие готовит РАТМу перерасчёт за электричество

Давний конфликт группы РАТМ с «Новосибирскэнергосбытом» зашёл в уголовную плоскость. Следователи из Москвы провели обыски в структурах Эдуарда Тарана и у его сотрудников. Владельцу РАТМа не впервой иметь дело с наездом столичной полиции.

14 октября пресс-служба «РАТМ холдинга» сообщила про обыски в рамках уголовного дела о мошенничестве, проведённые на подконтрольном заводе «Экран», у работников предприятия, а также у адвокатов, представляющих интересы компании в арбитражном суде. Дело возбуждено следственным управлением СК РФ по Южному административному округу Москвы. Юрисдикция вызывает вопросы, поскольку поводом стало покушение на мошенничество на сумму около 770 млн рублей, принадлежащих «Новосибирскэнергосбыту». В деле фигурируют исключительно новосибирские компании, но акционеры-заявители живут в Москве – этим может объясняться привлечение столичных правоохранителей.

Начало конфликту было положено в 2013 году, когда «Экран» заявил поставщику электричества претензии, связанные с перепадами напряжения. Нестабильность подачи приводила к нарушениям производственного цикла, требующего бесперебойного электроснабжения. В результате таких провалов в 2013-2015 годах заводу пришлось потратить, по версии юристов «Экрана», 88,6 млн рублей на внеплановые ремонты стекловаренной печи. Ещё более 2 млн было дополнительно потрачено в период восстановления технологического цикла. Эти деньги «Экран» в конце 2015 года начал взыскивать с «Новосибирскэнергосбыта».

Арбитражный суд присудил истцу вдвое меньше запрошенного – 45,3 млн, однако поставщиков энергии и такой исход не устроил. «Новосибирскэнергосбыт» дошёл с жалобами до Верховного суда – всё бесполезно. А «Экран», получив прецедентное решение, взялся развивать успех и предъявил новый иск по поводу некачественных поставок электроэнергии уже на 769,5 млн рублей. В такую сумму оценены убытки в результате аварии на линии электропередач, случившейся 25 сентября 2017 года: одна из стекловаренных печей завода якобы получила неустранимые повреждения.

«Новосибирскэнергосбыт» не согласен с предъявленным ущербом. Тяжбы компаний постепенно обросли признаками масштабного корпоративного конфликта. Дополнительную остроту ходу событий придало сотрудничество бывшего гендиректора «Новосибирскэнергосбыта» Татьяны Подчасовой с Тараном. Подчасова возглавляла сбытовую компанию 17 лет и покинула должность в середине 2018 года. В начале 2019 года бывший работодатель инициировал против неё уголовное дело: якобы она оформляла в «Новосибирскэнергосбыте» личные поездки заграницу как служебные командировки. При этом масс-медиа второго эшелона пестрели сомнительными статьями о том, что Подчасова якобы содействовала Тарану в стремлении захватить энергетический рынок региона.

Судя по сумме, фигурирующей в фабуле нового уголовного дела, иск «Экрана» о компенсации 769 млн рублей пытаются представить покушением на мошенничество. Обыски прошли даже у работников, обслуживавших вышедшую из строя печь. Обыски у адвокатов вообще явление крайне редкое. Думается, что для такой дерзости как раз и потребовалось привлечение московских силовиков, способных действовать в провинции без церемоний.

Похожий сценарий был во время конфликта за контроль над компанией Traveler’s Coffee, когда одна из сторон организовала силовой десант московских полицейских в Новосибирск. Это был весьма резонансный тактический ход. Но некоторое время спустя инициатор полицейских атак Анвар Пириев сам оказался за решёткой.

У Тарана за спиной множество корпоративных конфликтов. И ему уже приходилось сталкиваться с московскими силовиками. В ночь с 26 на 27 августа 2010 года Замоскворецкий суд Москвы арестовал прилетевшего из-за границы Тарана по обвинению в попытке дать взятку сотруднику департамента экономической безопасности МВД. Дело было построено на основании показаний некоего Николая Забанова, который сообщил следствию, будто дал взятку полицейскому по поручению владельца РАТМа. Арест бизнесмена стал венцом длившегося почти 6 лет конфликта между группой РАТМ и компанией «Сибирский цемент» Олега Шарыкина, деливших региональный цементный рынок.

Полтора месяца спустя Тарана выпустили под залог. Через полгода дело в его отношении было закрыто за отсутствием состава преступления. В течение последующего года бизнесмен продал цементные активы, перешедшие под контроль компаний, связанных с «Сибцемом». В прессе много писали, что уголовное дело было похоже на заказ Шарыкина. Оно стало катарсисом многолетнего конфликта, в конечном счёте, урегулированного к согласию сторон: к топору войны Таран и Шарыкин больше не возвращались.

Чем и когда уляжется конфликт РАТМа с «Новосибирскэнергосбытом» сейчас непонятно. Юристы «Экрана» обратились в СК и Генпрокуратуру за разъяснениями действий силовиков. Энергетики, по-видимому, опасаются, что проигрыш первого иска на 45 млн открыл ящик Пандоры. Взыскать деньги за нестабильность электроснабжения могут попытаться и другие промышленники, а возросшие амбиции «Экрана» уже отражены в иске на 769 млн. Впрочем, практика складывается так, что решения арбитражного суда не являются преюдицией для силовиков (в этом можно убедиться на примере конфликта Евгения Грибова и Александра Одинца вокруг завода «Электроагрегат»). Выиграв в арбитраже, РАТМ может проиграть в уголовной плоскости.

Другие материалы