Департамент полиции, земли и имущества

Решение Анатолия Локтя передать один из ключевых доходных департаментов мэрии под контроль чиновникам, связанным с интересами бизнесменов Александра Манцурова и Андрея Кузнецова, стало следствием вмешательства правоохранительных структур.

На этой неделе стало известно о назначении бывшего главы Колыванского района Виктора Аверина заместителем руководителя департамента имущественных и земельных отношений мэрии. В комментарии для «Континента Сибирь» мэр заявил про своего назначенца: «Его подготовка и качество знаний в профессиональном плане соответствует его новой должности. Учитывая сложившийся дефицит кадров в департаменте в связи с уголовным делом и другими обстоятельствами – это необходимое кадровое решение». Для понимания происходящего нужно подробно разобрать последнее предложение.

Дефицит кадров, о котором говорит Локоть, связан, в первую очередь, с уголовным делом в отношении замруководителя ДЗиИО Юрия Кузнецова. В начале ноября суд поместил чиновника под домашний арест по подозрению в продаже участка в Первомайском районе структуре, связанной с бизнесменом Михаилом Обласовым. Мягкая мера пресечения заставляет задумываться об активном сотрудничестве Кузнецова со следствием. Этим может объясняться «другое обстоятельство» дефицита кадров – стремление главы департамента Георгия Жигульского как можно скорее уйти на новую работу. Не секрет, что он прошёл ведомственное согласование в Росрыболовстве насчёт назначения начальником Верхнеобского территориального управления. Решение вопроса тормозят федеральные структуры, согласование которых необходимо для назначения на госдолжность такого ранга. Хотя в том же комментарии для КС Локоть заявил, будто ему неизвестно об увольнении Жигульского, в мэрии, конечно, уже ждут нового руководителя ДЗиИО.

А почему мэр назвал «необходимым кадровым решением» назначение именно Аверина? Виктор Петрович покинул пост главы района в нынешнем феврале при скандальных обстоятельствах – после схода жителей Колывани, разгневанных гибелью двух детей в яме, оставленной без ограждения коммунальщиками. Неизвестно, какой управленческий опыт поможет чиновнику лучше собирать в городскую казну доходы от аренды земли и имущества. Зато известно, что до отставки Аверин был одним из проводников инвестиционного проекта по строительству в Колывани индюшачьей фермы компании «Инд-Сибирь», входящей в холдинг «Сибирский гигант» Александра Манцурова и Андрея Кузнецова. Вместе с Авериным проект курировал вице-губернатор Юрий Прощалыкин, в недавнем прошлом самый влиятельный полицейский генерал Сибири. У которого и сейчас сохраняются крепкие связи с некоторыми видными силовиками.

В 2014 году губернатор Владимир Городецкий взял Прощалыкина заместителем, полагая, что отставной генерал станет для него шерпой в отношениях с правоохранительными структурами. Сложно сказать, насколько это сработало. Видимых причин считать, будто случилась на самом деле большая польза, не заметно. В то же время, Локоть сегодня чувствует меньше уверенности в отношениях с силовиками, чем Городецкий четыре года назад. Поэтому мэр может стать жертвой внушений, будто ему помогут с прикрытием в благодарность за некие решения. В том числе, кадровые. Это ли не основание считать их «необходимыми»?

Ещё раз подчеркнём, что в основе событий лежат претензии силовиков к Юрию Кузнецову и размышления о его далеко ведущих показаниях. Нет ли здесь признаков классической схемы, когда люди в погонах сначала сами создают проблему, а затем предлагают её решение?

Не похоже, чтобы назначение Аверина усилило позиции Локтя. Больше похоже на усиление позиций Манцурова и Кузнецова, с которыми связывают также главу управления потребительского рынка мэрии Виталия Витухина. Предстоящий уход Жигульского откроет возможность попытаться захватить контроль над ДЗиИО. До сих пор Локоть старался соблюдать принцип равноудалённости от новосибирских бизнес-групп. Если Аверин действительно проявится в роли лоббиста одной из них, сложившийся с 2014 года баланс сломается аккурат перед выборами мэра.