Областная прокуратура поделилась бурым углем с городской

Отопительный сезон в Новосибирске начинается на буром угле, хотя большинство госорганов по-прежнему не готовы взять на себя ответственность за решение о смене топлива. Областная прокуратура передала вопрос городской.

Новосибирский горсовет создал рабочую группу по мониторингу состояния городской экологии в связи с выбросами ТЭЦ. 20 сентября состоится её установочное заседание, куда, кроме энергетиков, будут приглашены представители всех контролирующих государственных структур. Депутаты намерены регулярно мониторить изменения окружающей среды в связи со сменой каменного угля на бурый. Но фактически оценка будет дана постфактум, поскольку 15 сентября стартует разворот городской системы отопления, и использование бурого угля становится неизбежным. Взвесить в полной мере последствия до их наступления так и не удалось. К экономическим последствиям власти пока не подступались.

Тема перевода крупнейшей в Новосибирске ТЭЦ-5 на бурый уголь будоражит политиков и общественность с весны, когда «Сибирская генерирующая компания» (новый собственник «СИБЭКО») опубликовала соответствующие планы. К текущему моменту СГК официально перешла под контроль СУЭК, поставляющей именно бурый уголь: интерес холдинга в оптимизации расходов на топливо. Однако в Новосибирске знают про неблагоприятную экологию Красноярска и Рубцовска, где топит СГК. Возникли опасения, не случится ли то же самое в сибирской столице.

Руководство энергокомпании последовательно убеждало в отсутствии поводов опасаться нового топлива. В конце концов, на новосибирской ТЭЦ-3 с момента её ввода топят бурым углем, и жалоб на него до сих пор не было. Делегацию новосибирских политиков, общественников и журналистов свозили в Красноярск, чтобы показать – экологические проблемы связаны с чем угодно, только не с выбросами ТЭЦ. После июньской поездки острота вопросов в горсовете снялась и пошёл диалог о налаживании порядка мониторинга выбросов.

Тем временем, как мы рассказывали в августе, депутат Наталья Пинус обратилась в ряд контролирующих структур с запросами о контроле и анализе возможных последствий перевода ТЭЦ-5 на новое топливо. Экологический риск в этой истории не единственный. Не менее важен риск технологический, актуальность которого обусловлена необходимостью технического перевооружения ТЭЦ под бурый уголь. Нет оснований подозревать энергетиков в стремлении навредить своему бизнесу, необдуманно рискнув работоспособностью станций. Но перспектива выглядела бы надёжней при наличии госэкспертизы, проведённой Ростехнадзором, ответственным за опасные объекты.

Также сохраняет актуальность экономический риск. На сегодняшний день нет понимания, как техническая реорганизация ТЭЦ отразится на тарифе. Как часто придётся энергетикам тратиться на обновление оборудования при работе с бурым углем? Сколько за это заплатят потребители? Эти вопросы Пинус ещё в июне адресовала областному департаменту по тарифам. Также депутат официально запросила областное правительство, департамент по тарифам, Ростехнадзор и Росприроднадзор.

Ответы должны были показать степень осведомлённости ключевых госструктур о планах СГК и об их готовности разделить ответственность за преобразования, затеянные энергетиками. Департамент по тарифам сообщил, что информация о планируемом переводе ТЭЦ-5 на непроектный уголь не поступала, поэтому не представляется возможным подготовить обоснованный ответ. Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу сообщил, что, в связи с поступлением из СМИ сведений об изменении топлива СГК была поставлена в известность о необходимости проведения оценки изменений количественного и качественного состава выбросов вредных веществ, класса опасности и количества образующих отходов, с тем, чтобы в случае их изменений обеспечить разработку новой разрешительной документации в области охраны окружающей среды. Ответов на эти письма от СГК Росприроднадзор на тот момент не получил.

Сибирское управление Ростехнадзора в ответ на депутатский запрос сообщило, что, судя по документации проведённого СГК в мае 2018 года тендера на модернизацию котлов ТЭЦ-5 и иных работ, можно сделать вывод о запланированной «модернизации применяемых на опасном производстве технических устройств». «В этом случае, в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ №116, проектная документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности», – написано в ответе Ростехнадзора. Тем не менее, соответствующей экспертизы не проводилось.

Ответы контролирующих органов дают основание считать, что перевод ТЭЦ на новый вид топлива надо было согласовывать. Сегодня картина выглядит так, что энергетики поставили всех перед фактом, и, по большому счёту, никто не усомнился в обоснованности их действий. Чтобы прояснить ситуацию, Пинус направила свою переписку с госструктурами в прокуратуру Новосибирской области.

У облпрокуратуры был месяц на подготовку ответа, но ведомство справилось оперативней. Пинус сообщили, что её обращение по вопросу перевода ТЭЦ-5 на бурый уголь направлено для проведения проверки в прокуратуру Новосибирска. «Рассмотрение обращения взято прокуратурой области на контроль», – сказано в ответе. Теперь дело за городской прокуратурой. А бурый уголь уже завезён, и выработанное на нём тепло идёт по городским теплосетям. Если прокуратура какого-то уровня, в конечном счёте, всё же даст развёрнутую оценку ситуации со сменой топлива, это будет, в любом случае, задним числом. И получится, что, несмотря на социальную значимость и монопольное положение энергосистемы, её собственник волен единолично, без согласований принимать решения, сопряжённые с экологическим, технологическим и экономическим риском.

Другие новости