Болотные протесты – питательная почва для роста политиков

Спор инвестора, мэрии и группы местных жителей вокруг болота Кучино в Ленинском районе может стать кейсом трансформации общественной активности в политический капитал, который используют на выборах-2020 против партии власти.

Кучинское болото было обречено стать эпицентром народных волнений, поскольку в своё время власти закрыли глаза на ползучий рост жилой застройки за счёт территории, прилегающей к официально установленному ещё в 1999 году месторождению песчано-гравийных материалов. Начало разработки месторождения было вопросом времени. Решение вопроса затянулось почти на 20 лет. Но даже если бы по какой-то причине лицензия на добычу песка здесь осталась бы невостребованной, и территорию удалось бы перезонировать, городские власти, судя по Генплану, намеревались строить здесь Ельцовскую магистраль. Соответственно, жителей потревожили бы, так или иначе.

Болото площадью 40 га расположено между микрорайонами Левобережный и Балластный. Второй месяц Кучино на слуху из-за информационной активности ряда общественников, бурно протестующих против начала разработки. Лицензию на освоение месторождения в 2014 году получило ООО «Старица». Мэрия Новосибирска поначалу отказывалась заключать договор аренды, держа в уме Ельцовскую магистраль, но суд встал на сторону инвестора, позиция которого подкреплена федеральным законом о недрах. В 2019 году компания подступилась к разработке. Местные жители запротестовали из опасений за местную экологию, а также за судьбу дороги между улицей Рионской и 1-м Балластным переулком, которая фактически самодельная и может быть закрыта к неудобству горожан.

Областные власти в ответ на обращения подтвердили законность действий и намерений инвестора. Директор ООО «Старица» Константин Хоруженко пообещал сохранить дорогу и установить на ней освещение, следить за техническим состоянием прилегающих улиц, оборудовать детскую площадку, отремонтировать хоккейную коробку, отремонтировать и оборудовать спортплощадку школы №138. Относительно экологии инвестор убеждал местных жителей, что после извлечения песка и гравия уровень грунтовых вод опустится, на месторождении появится озеро, которое зарыбят промысловыми породами. Свои обещания Хоруженко был готов задокументировать в соглашении с активом. Но часть активистов выбрала путь обострения конфликта.

В октябре многие СМИ сообщили о противостоянии некоторых представителей общественности и работников «Старицы» по поводу прохода техники на месторождение. Активисты заявили о применении в их отношении силы. В ответ Хоруженко на пресс-конференции опроверг информацию о нападении и подал заявление в правоохранительные органы по поводу «дестабилизации общества, противостояния действующей власти и разъединения людей по классовому признаку» против Анастасии Сергеевой и Сергея Кузьмина – двух местных активистов с амбициями, которые может подогревать непубличная сторона конфликта с политическими или финансовыми целями.

Сергей Кузьмин был депутатом областного Совета в 1997-2001 годах, работал журналистом депутатского радиоканала «Слово». В группах и пабликах, созданных в соцсетях для обсуждения и продвижения информационной повестки вокруг Кучинского конфликта, уже пошли призывы вернуть Кузьмина в законодательную власть, отозвав ради этого действующего депутата заксобрания Дмитрия Козловского. Протестующий актив невзлюбил Козловского после того, как парламентарий, изучив ситуацию вокруг Кучино, пришёл к выводу в полной легитимности действий «Старицы» и посоветовал местным жителям договариваться с инвестором, готовым сделать добровольные непрофильные вложения в социальную сферу прилегающих микрорайонов. Того же мнения придерживается депутат горсовета Сергей Моисеев.

Пока Кузьмин нарабатывает паблисити в интернете, Сергеева делает карьеру по общественной линии, набирая очки в борьбе за влияние на местный ТОС «Балластный карьер», дискредитируя работу руководства организации в соцсетях и пытаясь вмешиваться в его деятельность. Массовой поддержки за Сергеевой и Кузьминым не видно. Тем не менее, на фоне обычной среднестатистической пассивности горожан они становятся по-своему, но заметными в информационном поле. В контексте предстоящих выборов в заксобрание и горсовет конверсия общественной деятельности в политическую может показаться активистам логичным сценарием.

Не без влияния общественников вокруг проекта «Старицы» идут суды. Инвестор добился от мэрии права аренды на окружающую месторождение территорию под отвалы, склады и подъездные пути. Муниципалитет обжалует соответствующее решение суда. А Сергеева вошла в процесс третьей стороной, доказывающей, что разрабатываемое месторождение подступит к её дому ближе, чем на 100 метров, а это противоречит санитарным нормам. Вопрос рассматривается в апелляционной инстанции, которая, судя по развитию событий, будет не последним судебным этапом. Инвестор получает убытки из-за простоя, это не лучший эмоциональный фон для добровольных вложений в окружающую соцсферу.

В суде Сергеева и её группа поддержки сейчас вроде как на одной стороне с мэрией. Но обычно такие союзы ситуативны и недолговечны. В развитии событий критика активистов неизбежно обратится против муниципалитета. В том числе, из-за непоследовательной позиции ряда чиновников. Протестующие против «Старицы» пока записали в свои сподвижники начальника главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Виталия Столбова, который якобы пообещал сохранить болото в зоне общественного и делового строительства, подразумевая тем самым запрет на разработку месторождения. Но позиция областной власти известна, а суды рано или поздно будут пройдены, и тогда мэрия станет мишенью для критики болотных активистов – как раз в горячую предвыборную пору. Местным депутатам-единороссам заинтересованные лица уже пытаются портить репутацию в соцсетях.

Другие новости