Бюджет-2020 прирос почти на 200 поправок

Бюджет региона на 2020 год принят заксобранием при поддержке всех партий. Депутаты последний раз в этом созыве утвердили годовой финансовый план. Сохранится ли в следующем созыве традиция дорабатывать бюджет до единогласной поддержки?

В день выхода этого выпуска Сводки ЦДЖ, 20 декабря Законодательное собрание Новосибирской области в третьем чтении примет закон об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. Не нужно быть пророком, чтоб предсказать: сессия пройдёт быстро, а голосование будет консолидированным. Основные поправки к проекту бюджета обсуждались между первым и вторым чтениями.

Бюджет является главным областным законом. В нынешнем созыве, избранном в 2015 году, депутатский корпус принципиально изменил подходы в работе с правительством по всем вопросам – и по контролю над областными финансами в первую очередь. Если раньше заксобрание утверждало инициативы исполнительной власти простым большинством под критику представителей разных партий, в последние годы влияние законодателей существенно выросло за счёт консолидированной позиции. «Единая Россия», владеющая «контрольным пакетом» голосов, ни разу не пользовалась по принципиальным вопросам правом большинства: руководство ЗС настаивало на учёте мнений всех представленных в областном парламенте партий. Практически единогласный результат голосования в таком контексте дорогого стоит. Он в равной степени показывает сплочённость депутатского корпуса и взаимопонимание с правительством.

«Сегодня вы увидели, как проголосовали за бюджет 2020 года. Это большой показатель профессионализма и консолидации», – заявил председатель заксобрания Андрей Шимкив журналистам на сессии 16 декабря после того, как депутаты приняли финансовый план во втором чтении. С учётом поправок, внесённых между первым и вторым чтениями, расходы бюджета на социально значимые направления в 2020 году вырастут почти на 4,3 млрд рублей. Доходная часть запланирована в размере 176,1 млрд рублей, расходы – 181,7 млрд рублей, дефицит – 5,59 млрд рублей. В бюджете 2021 года доходная и расходная части запланированы на уровне 175,8 млрд рублей, на 2022 год расходы и доходы планируются в сумме 183,3 млрд рублей.

По словам председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности ЗС Александра Морозова, ко второму чтению депутаты, министерства и областная прокуратура согласовали 199 поправок. Самые крупные относятся к инфраструктурным вопросам. 695 млн рублей добавлено на подготовку территории для строительства Центрального моста и на создание дорожной инфраструктуры для новой ледовой арены в левобережье 2,5 млрд рублей в 2021 году и 1,6 млрд рублей в 2022 году. 50 млн рублей запланировано на софинансирование работ по реконструкции новосибирского кинотеатра «Пионер» для городского драмтеатра Сергея Афанасьева.

В числе важнейших поправок Шимкив выделил дополнительные 200 млн на программу «Чистая вода» (таким образом, её финансирование вырастет вдвое по сравнению с прошлым годом), финансирование строительства спортивных объектов в Каргате и Чистоозерном, а также строительство хирургического комплекса в Каргате и реконструкцию Сузунской центральной районной больницы. Кроме того, спикер заксобрания отметил 295 млн рублей для областного фонда защиты прав дольщиков – по условиям софинансирования, из федерального бюджета фонд должен получить в следующем году в три раза больше.

Поправки общей стоимостью 304 млн рублей пойдут на финансирование наказов избирателей. 2020 год последний для нынешнего созыва, и депутаты стремятся максимально исполнить обещанное. Шимкив подчеркнул, что все принятые поправки «жизненно необходимы». Часть депутатских инициатив поставлена в «лист ожидания» дополнительных доходов. Таким образом, в следующем году могут быть решены вопросы о финансировании строительства школы №54 в Новосибирске, о ремонте Дома культуры в Новосибирском районе и ряде других объектов.

Не все поправки, предложенные ко второму чтению, вошли в бюджет. Но это не стало поводом для обиженных заявлений и политических демаршей. Культура поиска делового компромисса в депутатском корпусе значительно возросла. Сейчас сложно судить, удастся ли сохранить в будущем созыве после выборов 2020 года тот же уровень влияния законодателей и настрой на консолидированные усилия. Но некоторые новые подходы к бюджетному процессу станут неизбежными, поскольку их закрепят на законодательном уровне.

На сессии 16 декабря заксобрание в первом чтении изменили областной закон о бюджетном процессе. Поправку предложил депутат Николай Мочалин, посчитавший более последовательным, чтобы депутаты сначала знакомились с докладами о предварительных социально-экономических итогах года и прогнозах на следующий, а потом уже приступали к работе над проектом бюджета. Этот подход делает восприятие более логичным и целостным. Также при рассмотрении итогов исполнения бюджета правительство должно будет знакомить законодателей с результатами плана социально-экономического развития. Депутатский корпус, избранный 13 сентября 2020 года, будет работать с бюджетом и планом социально-экономического развития уже в новой последовательности.

Другие новости