В Толмачёво хотят брать новую высоту по перевозкам и инвестициям

Аэропорт Толмачёво завершил нулевой этап реконструкции стоимостью 1,3 млрд рублей, чтобы с начала 2020 года перейти к основной инвестпрограмме. Вопрос госфинансирования ремонта взлётной полосы №1 может быть решён в Москве в ближайшее время.

На этой неделе в Толмачёво обслужили 6,5-миллионного пассажира 2019 года. Высший показатель советского времени новосибирский аэропорт перекрыл в три раза. Воздушная гавань сибирской столицы убедительно обошла по количеству пассажиров аэропорт Екатеринбурга. По доле трансферных перевозок Новосибирск закрепился на втором месте по России после аэропортов московского авиаузла. Есть основания ожидать прироста.

В ближайшие пять лет прямые рейсы свяжут Новосибирск со всеми столицами российских субъектов. По словам гендиректора Толмачёво Евгения Янкилевича, для достижения этой цели, ранее анонсированной губернатором Андреем Травниковым, остаётся наладить сообщение с 26-28 региональными столицами. В решении этой задачи аэропорт полагается, прежде всего, на базового перевозчика – авиакомпанию S7. В тесном сотрудничестве с ней Толмачёво превратился в крупнейший региональный хаб, через стыковки в котором пассажиры летят из Азии в Европу и обратно. Если в 2019 году по сравнению с предыдущим пассажиропоток вырос на 14%, в 2020-м руководство предприятия рассчитывает на ещё более существенный прирост.

Значительные изменения ожидаются в части грузового потока. По сравнению с прошлым годом, в 2019-м Толмачёво показало прирост на 6%. Но в следующем году рост будет гораздо серьёзней за счёт запуска в аэропорту нового распределительного логистического центра Почты России оборотом 1 млн почтовых отправлений в сутки. Из-за предстоящих перемен именно с реконструкции перрона перед грузовым терминалом начнёт реконструкцию аэродрома компания «Новосибирскавтодор», выигравшая в конце ноября тендер Росавиации. Подписание контракта на 3,6 млрд рублей состоится со дня на день. Это первый этап реконструкции аэродрома и взлётно-посадочной полосы №2 (общая сумма данного подряда около 8 млрд рублей).

В Москве, тем временем, заинтересованные федеральные министерства обсуждают источники финансирования для реконструкции взлётно-посадочной полосы №1. В начале декабря «Коммерсант» сообщил, что этот проект возглавил вошедшие в лист ожидания авиационные проекты, номинированные на включение в комплексный план развития магистральной инфраструктуры, которым занимается правительство России. 16 декабря на пресс-конференции Янкилевич заявил, что решение по деньгам на ВПП №1 сформируется в ближайшее время, с тем, чтобы работы начались уже в 2020-2021 годах. В подтверждение его слов 18 декабря «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники сообщил, что новая полоса в Толмачёво стоимостью 4 млрд рублей может быть построена за счёт министерства обороны РФ, а министерство транспорта ищет ещё 4 млрд на обновление рулёжных дорожек.

В любом случае, время до 2023 года обещает стать периодом глобального преображения новосибирского аэропорта. В декабре заканчивается нулевой этап реконструкции терминального комплекса, в рамках которого с привокзальной площади были вынесены коммуникации, а схема проезда и парковок была изменена так, чтобы освободить пространство для строительства нового пассажирского терминала. Генподряд по первому этапу строительства стоимостью 13,5 млрд рублей будет разыгран на конкурсе в январе. Проект сейчас проходит согласование в Главгосэкспертизе, и, если не будет сюрпризов, работы начнутся весной. Проект второй очереди терминала уже разработан; общая стоимость двух этапов превысит 20 млрд рублей. Основная часть работ и по терминалу, и по аэродрому, должна завершиться к 2023 году, то есть, к молодёжному чемпионату мира по хоккею. Следом предстоит ещё третья очередь терминала.

Перспективный рост пассажирского и грузового потоков ставит новые задачи в части обеспечения транспортной доступности аэропорта. Областные власти ведут переговоры с федеральными о выделении средств на расширение участка трассы Омск-Новосибирск возле Толмачёво, со строительством развязки возле грузового въезда на территорию аэропорта. Возражений против проекта нет ни в Новосибирске, ни в Москве, но нет понимания сроков реализации. В речах профильных чиновников звучит чуть ли не 2022 год, а Почта России, тем времени, запустит свой логистический комплекс уже через полгода, и транспортная ситуация на грузовом выезде быстро станет критичной, если не предпринять срочных мер по расширению транспортных возможностей.

Растущий пассажирский поток позволяет говорить о железнодорожном сообщении с аэропортом, как о рентабельном бизнесе. По словам Янкилевича, экспертные расчёты показывают: для заинтересованности инвесторов пассажиропоток должен быть от 7 млн человек в год, время в пути до аэропорта должно составлять около часа, а поездка в такси должна обходиться в 800-1000 рублей. Через пару лет сохраняющейся динамики Толмачёво будет соответствовать всем требованиям, так что уже сейчас можно присматриваться к проектированию новосибирского аналога аэроэкспресса. Руководство аэропорта уже ведёт переговоры с РЖД, чтобы найти решение, не уступающее по комфорту московскому.

Другие новости