Лидерам новосибирского фармрынка грозит разукрупнение

Крупнейшие новосибирские аптечные сети и фармдистрибьютер «Катрен» оказались в зоне риска активности федеральных законодателей. Госдума намерена взяться за регулирование рынка лекарств: нововведения угрожают ведущим игрокам отрасли.

Как это часто бывает, корни проблемы в политике. В декабре прошлого года лидер фракции «Единой России» в Государственной Думе Сергей Неверов доложил президенту Владимиру Путину о том, что из ассортимента аптек исчезают доступные лекарства, а доля российских производителей снижается. После этого в парламенте была создана рабочая группа для решения проблемы.

Судя по комментариям экспертов, главная сложность в том, что на внутреннем рынке зарубежные производители доминируют тотально, поскольку значительная часть так называемых «российских» лекарств, по сути, только пакуется в России, поступая из-за рубежа либо в готовом виде, либо в виде сырья. А рубль остаётся нестабильным, цены растут – вот и весь секрет. Но на политической повестке приоритет импортозамещения. Поэтому к решению проблемы парламентарии подобрались с другого конца.

Взяв за идеологическую основу известный закон «О торговле», депутаты решили отрегулировать фармрынок по тем же принципам, как в своё время отрегулировали ритейл. Рабочая группа сформулировала техзадание, на основе которого теперь будут готовиться конкретные меры по корректировке законодательства. Предложено ограничить доли аптечных сетей на уровне субъектов порогом не более 10% от рынка и не более 3% в национальном масштабе (исключение лишь для маленьких муниципалитетов, где может быть всего одна-две аптеки). Для недопущения монополизации опта предложено ограничить и доли фармдистрибьютеров – не более 15% на уровне субъекта и не более 5% в целом по России.

По аналогии с торговыми сетями, законодатели хотят запретить аптечным сетям создавать дискриминационные условия для доступа лекарств на полки (говоря по-русски, отменить бонусы от поставщиков и производителей). Крупных операторов рынка могут обязать открывать торговые пункты в «коммерчески непривлекательных местах». Также обсуждается требование отдавать не менее 50% витрин для отечественной продукции. Нет сомнений, что по ходу работы появятся и другие творческие предложения. Но в принципе уже одного ограничения доли рынка достаточно для того, чтобы взбодрить местную фармсферу.

Для рынка лекарств законодатели предлагают ограничения жёстче, чем для ритейлеров, где действует порог не более 25% на уровне субъекта, а на федеральном уровне его нет. Доля новосибирского дистрибьютора «Катрен» на российском рынке, по разным оценкам, от 15,5 до 17,5%. Компании Леонида Конобеева может пригодиться вариант дробления бизнеса, если обсуждаемые ныне в Госдуме меры получат силу закона. Не удастся избежать перемен и муниципальной «Новосибирской аптечной сети».

Согласно прошлогодней оценке городской Контрольно-счётной палаты, НАС является лидером новосибирского аптечного рынка с долей 11%. Сеть аптек и оптик приносит прибыль, в то же время, исполняя некоторые социальные функции для горожан. Оставаясь муниципальным унитарным предприятием, НАС под руководством Владимира Машанова помогает городской власти решать деликатные вопросы со СМИ, располагая большей свободой в обращении с деньгами. Однако ещё пару лет назад статус МУП поставил предприятие на грань кризиса.

После того, как федеральное законодательство обязало муниципальные предприятия проводить закупки по ФЗ-44, из-за сложностей в подготовке и оформлении контрактов НАС стала стремительно сдавать позиции. Чтобы сохранить сеть в добром финансовом здравии, мэрия и горсовет договорились в 2017 году её акционировать. Таким путём ранее прошли власти других столиц сибирских субъектов. На тот момент это было единственным способом уйти от жёстких требований закона №44. НАС поставили в план приватизации на 2018 год. Однако федеральные законодатели ввели послабления для фармрынка, позволившие отложить акционирование МУП. Разумеется, не навсегда.

К концу 2018 года правительство конкретизировало планы по ликвидации ГУПов и МУПов в общероссийском масштабе. По мнению федеральных властей, эти унитарные предприятия вредят свободной конкуренции. В мэрии Новосибирска прошли совещания, на которых депутатов предупредили о перспективах неизбежного акционирования городских МУПов. Но соответствующий законопроект, внесённый правительством, крепко забуксовал в Госдуме. Очевидно, какие-то унитарные предприятия особо выгодны влиятельным лоббистам федерального уровня. Поэтому новосибирские власти пока могут продолжать пользоваться благами своих МУПов. Как мы видим, к НАС уже подбираются с другой стороны – в случае принятия предложений парламентариев, сеть могут ожидать неприятные реформы.

Другие новости