Развитие новосибирского метро едет в тупик

Отрицательное заключение Главгосэкспертизы по станции «Спортивная» стало новым следствием развала межведомственного взаимодействия, ранее двигавшего метро вперёд. Без перемены подхода мэр Локоть заведёт проект в ловушку, из которой не выбраться вовремя.

Несколько дней понадобилось муниципальным службам, чтобы согласовать между собой официальную позицию по скандальной новости из Москвы про отказ Главгосэкспертизы одобрить проект строительства станции «Спортивной». К тому моменту в печать многотысячным тиражом уходил спецвыпуск «Наш мэр – Локоть!» с главным заголовком на первой полосе «Новый ЛДС и станция метро» и с фотографией, на которой Анатолий Евгеньевич показывает на макете, где именно должна расположиться «Спортивная». И тут такой конфуз: проект, которым мэр хватается перед избирателями, забраковали.

Чтобы выправить ситуацию, чиновники проявили чудеса управления негативом. Официальные комментарии муниципалитета в подведомственных и дружественных СМИ пошли под заголовками «Следующая станция – «Спортивная»!»», «Станцию «Спортивную» построят в срок» и тому подобными. Из комментариев главного нынешнего строителя и проектировщика метро, руководителя МУП УЗСПТС Александра Мысика следовало, что проект не прошёл экспертизу из-за «слишком совершенной» системы противопожарной безопасности, использование которой приведёт к подорожанию строительства. Также в комментариях говорилось, что на все замечания Главгосэкспертизы новосибирские инженеры уже подготовили доработки, проект скоро будет вновь отправлен в Москву и не позже 7 августа получит положительное заключение. А на сроки строительства эта пауза якобы не повлияет.

Выглядит супер оптимистично. Но кто-то из руководителей, ответственных за подготовку Новосибирска к молодёжному чемпионату мира-2023, должен задать вопрос – а что, если всё не так? Особенно если учесть недавний негативный опыт с проектом продолжения Дзержинской линии метро, который Главгосэкспертиза забраковала в феврале. Тогда Локоть убеждал журналистов в техническом характере проблемы: дескать, отправили документы не в том формате, буквально сегодня специалисты всё перегрузят и будет проект одобрен. Что ж, на дворе середина июня. Что там с согласованием проектом Дзержинской линии?

Мэр – непрофессионал в вопросах развития метро. Комментируя тему метростроя, Анатолий Евгеньевич лишь пересказывает тезисы, предоставленные ему подчинёнными. Эту информационную поляну единолично застолбил господин Мысик, которому Локоть, очевидно, доверяет полностью. Нынешний руководитель УЗСПТС не построил ни одной станции метро. Но явно горит желанием возглавить все процессы в данном направлении. Настолько, что при Мысике УЗСПТС забрал под себя несвойственные функции проектирования. Может быть, именно нехватка опыта и отсутствие знаний о современных стандартах приводят к последовательным провалам в Главгосэкспертизе? И есть ли основания ждать изменения позиции контролирующего органа?

Источники ЦДЖ в среде проектировщиков убеждены, что при нынешнем подходе к разработке проект «Спортивной» не получит одобрения Главгосэкспертизы. Заявления из мэрии о том, что проволочка якобы не скажется на сроках строительства и без того выглядят сомнительно. А если же согласования не будет и до конца лета? Кстати, в профессиональной среде заметны перемены настроений. Зимой, когда пресса и общественность потешались над объяснениями Локтя по поводу сложностей перевода проекта Дзержинской линии в формат PDF, строители и проектировщики, в основном, отмахивались, поскольку проблема была в другом: надо было не над конвертацией формата смеяться, к которой в Москве действительно имели основание придраться, а переживать, что муниципальные спецы не знают актуальных требований Главгосэкспертизы. А сейчас, после конфуза со «Спортивной» и публикаций комментариев Мысика, профессиональное сообщество взволновалось весьма заметно. Проектировщикам и строителям стало ясно, что зимний опыт ничему не научил мэрию. И дело идёт к срыву проекта, объявленного стратегической частью подготовки к МЧМ-2023.

В 2019 году исполнилось 40 лет с начала строительства Новосибирского метрополитена. До 2010 года, когда была введена последняя станция («Золотая нива»), строительство метро шло в рамках взаимодействия трёх составляющих – проектировщика, строителя и эксплуатанта. В современной истории Новосибирска это были, соответственно, ЗАО «Новосибметропроект», УЗСПТС и МУП «Новосибирский метрополитен». Межведомственные согласования не были гладкими. Но на стадии подготовки проектов удавалось проработать все узкие места, снимать противоречия, к которым могла придраться та же Главгосэкспертиза.

Таким же образом триумвираты проектировщиков, строителей и эксплуатантов развивают метро в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. В Новосибирске привычная традиция развалилась после «Золотой нивы», когда Мысик сменил на посту начальника УЗСПТС Николая Хвана. Последний сейчас работает техническим директором «Новосибметропроекта». Парадоксально, но институт занимается проектами не новосибирского, а красноярского метро. В МУП «Новосибирский метрополитен» с 2015 года начальником служит отставной генерал ФСБ Аркадий Чмыхайло, которого можно считать спецом в области безопасности, но не в вопросах метростроя. Так что метрополитен и не рвётся к сотрудничеству с УЗСПТС в проектировании. Хотя Чмыхайло и его технически более подкованным подчинённым должно быть далеко не всё равно, что там напроектируют. Ведь эксплуатировать построенное предстоит именно им. Но сейчас монополию на проектирование держит УЗСПТС.

О том, чем занимался УЗСПТС под руководством Мысика до 2018 года, когда была реанимирована перспектива строительства метро, можно частично узнать из акта Контрольно-счётной палаты Новосибирска, проверявшей эффективность деятельности предприятия. Итоги проверки были представлены 20 марта 2018 года на заседании комиссии по бюджету Совета депутатов Новосибирска. На сайте горсовета можно познакомиться со стенограммой весьма эмоционального обсуждения, нетрудно найти в интернете и сам акт. Депутатов в равной степени шокировало и количество выявленных нарушений, и отношение Мысика к итогам проверки. «Я вообще не сторонник отдавать под топор руководителей и сотрудников муниципалитета. Если мы установили какие-то нарушения, мы решаем на месте, сами, депутатский корпус решает, мы решаем. Зачем нам привлекать ребят с погонами? А вот здесь я задумался!», – заявил на заседании комиссии глава КСП Геннадий Шилохвостов. Правоохранительные органы до сих пор занимаются результатами той проверки, и непонятно, в какой момент их интерес к УЗСПТС может стать более активным.

В любом случае, зависимость от мнения одного неопытного специалиста делает позицию мэра очень уязвимой. Если бы Мысик щёлкал все задачи, как орешки, не было бы вопросов. Но два провала в Главгосэкспертизе это уже слишком тревожный сигнал. В другой системе за глаза хватило бы одного. Коль скоро власти считают развитие метро архиважным, необходимо добавить в процесс открытости, привлечь сторонних специалистов. В первую очередь, профессиональных проектировщиков и эксплуатантов. В серии публичных круглых столов, посвящённых городским приоритетам, одно из обсуждений можно было бы полностью посвятить метрострою. Тогда Локоть узнал бы, что в профессиональной среде есть альтернативные компетентные мнения, и на Мысике свет клином не сошёлся. Отвечать за проект в целом будет не начальник УЗСПТС, а мэр. Который по неосторожности может за компанию подставить губернатора Андрея Травникова, выбивающего финансирование на городские проекты в Москве.

Другие новости