Новосибирским пассажирам обещают большую пересадку

Власти Новосибирска и области согласовывают развитие общественного транспорта областной столицы. Для масштабного обновления подвижного состава мэр Анатолий Локоть договаривается о выгодном для города софинансировании, чтобы потратить сэкономленное на трамвайные пути.

Перспективы общественного транспорта – давний повод для споров между чиновниками, депутатами, общественниками и практически всеми горожанами с активной позицией. Пробки в Новосибирске стабильно остаются в топе проблем, волнующих население. Волнуются люди по-разному: одни в личных автомобилях, другие в троллейбусах и маршрутках. Прогрессивные эксперты указывают на опыт лучших городов мира, где власти проводят целенаправленные мероприятия, чтобы стимулировать граждан меньше пользоваться личным автотранспортом в пользу общественного.

После того, как в 2014 году мэром стал Локоть, новосибирская мэрия нацелилась на тот же курс. Власти взялись обустраивать выделенные полосы движения для общественного транспорта, ограничивать парковку в центральной части города для повышения пропускной способности улиц, строить платные паркинги, прорабатывать проект развития городской электрички. Однако у политики пересаживания горожан из личных авто в троллейбусы, автобусы и маршрутки немало критиков. Прежде всего, это связано со слишком чувствительной разницей в комфорте.

Больше десятка лет прошло с тех пор, как городская власть пыталась создать условия для массового обновления общественного транспорта. Тогда вместо компактных отечественных «ПАЗиков» на городских маршрутах воцарились вместительные «китайцы», бывшие в употреблении. С их помощью удалось отчасти решить проблему вместительности, актуальной на особо загруженных маршрутах. С точки зрения комфорта для пассажиров решение было спорным. В большом автобусе попросторней, но ручки были адаптированы под малорослых в среднем жителей Поднебесной...

Дальше пошли кризис за кризисом. У городской власти не хватало средств для масштабного обновления собственного подвижного состава. Также исчезли рычаги, способные заставить частных перевозчиков покупать новую технику. При этом всё время приходилось догонять растущий во всех смыслах мегаполис, растягивая маршрутную сеть и подвижной состав.

Старые автобусы пугают горожан выхлопами. Износ подвижного состава власти оценивают в 88-92%. Комфорт в общественном транспорте стал роскошью. Можно ли сделать её общедоступной? Этот вопрос можно решить лишь миллиардными инвестициями в обновление парка автобусов, троллейбусов, трамваев. В последние годы мэрия пыталась обновлять состав, насколько позволяли возможности бюджета. Была оптимизирована численность сотрудников и структура расходов муниципальных транспортных предприятий с общей экономией до 20 млн рублей в год. При поддержке из областного бюджета мэрия организовала совместное с Беларусью предприятие «БКМ-Сибирь», занимающееся комплексной модернизацией трамваев. Но это были единичные решения. Сейчас появились основания ждать, что в ближайшие годы обновление станет массовым.

30 августа, в день выхода этого выпуска Сводки, в муниципальном ПАТП-4 состоится выездное совещание по вопросу развития городских транспортных предприятий, в котором будут участвовать губернатор Андрей Травников, мэр Анатолий Локоть и профильные чиновники. Основным докладчиком по хозяйственным вопросам заявлен начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Роман Дронов. Но по предварительной информации, на совещании предполагается решить вопросы политической значимости. А именно – обсудить объёмы, сроки и условия обновления парка городского общественного транспорта.

Городское руководство предлагает следующие параметры. Первый шаг – приобретение 50 автобусов городского типа НЕФАЗ, работающих на дешёвом и экологичном газомоторном топливе. Стоимость контракта составит 345 млн рублей, из которых 276 млн может субсидировать областное правительство, а остальное закроет бюджет города. В последующем планируется покупать по 50 таких автобусов ежегодно. Совещание не случайно вынесли на площадку ПАТП-4: именно сюда планируется поставлять новые машины в первую очередь, поскольку предприятие обслуживает маршруты на территориях:  Советского, Первомайского, Ленинского и Кировского районов, проходящие в ареале проекта «Академгородок 2.0» и достающие до новой спортивной арены в левобережье.

В рамках обновления троллейбусного парка планируется на первом этапе приобрести 24 машины с возможностью автономного передвижения Trolza Megapolis общей стоимостью 283,2 млн рублей, из которых 226,5 млн выделит область, а 56,6 млн город. Запуск новых троллейбусов, по замыслу руководства мэрии, должен решить проблему транспортной доступности развивающихся микрорайонов «Новомарусино», «Дивногорского», «Южно-Чемского». В дальнейшем планируется закупать по 20 новых машин в год.

Обновление трамвайного парка продолжится через «БКМ-Сибирь» с гарантированным выпуском по 10 вагонов в год общей стоимостью 200 млн рублей. Импульс программе должно придать изменение софинансирования проекта между городом и областью: вместо 50/50 перейти к 25/75. Благодаря этому у города появится возможность тратить не менее 50 млн рублей в год на модернизацию трамвайных путей, без которой масштабное развитие рельсового общественного транспорта в городе невозможно.

Локоть прогнозирует, что следующие масштабные изменения в транспортной сфере начнутся с 2022 года, когда у многих перевозчиков закончатся действующие договоры и можно будет радикально перекроить маршрутную сеть, усилив приоритет общественного транспорта и сделав его выгодней для пассажиров за счёт регулируемого тарифа и экономии при пересадках. Это довольно отдалённая перспектива, а вопрос о закупках транспорта решается уже сегодня. Софинансирование областью столь масштабного обновления транспорта в Новосибирске официально ещё не утверждено. Но политическая традиция последнего года, когда областное и городское руководство демонстрирует взаимную поддержку, подсказывает, что вопрос вряд ли был бы вынесен на публичное мероприятие без предварительного согласования. В мэрии объясняют необходимость решительных шагов требованиями Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2030 года. Вместе с тем, есть гораздо более близкие по времени маркеры, одинаково важные для областных и городских властей – уже упомянутые подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею-2023 и программа развития «Академгородок 2.0». И в том, и в другом случае транспортная составляющая в заглавных ролях.

Другие новости