Вопрос тарифов на тепло разогревает политиков

Решение вопроса о величине тарифа на тепло определит объём будущих инвестиций СГК в модернизацию новосибирских теплосетей. Пока в диалоге энергетиков с властями политический аспект довлеет над хозяйственным. По крайней мере, внешне.

24 сентября Арбитражный суд Москвы начнёт по существу рассматривать иск департамента по тарифам Новосибирской области к Федеральной антимонопольной службе, распорядившейся дополнительно повысить в июле тариф на тепло и горячую воду в Новосибирске на 4,1%. Решение ФАС обусловлено жалобой компании «Сибэко» на необоснованное исключение из тарифа ряда расходных статей. Руководство «Сибирской генерирующей компании» неоднократно объясняло необходимость дополнительного повышения тарифов потребностями в неотложном ремонте и модернизации новосибирских теплосетей. Вложения в теплосети в 2019 году СГК по своей инициативе увеличила с 400 млн, гарантированных утверждённым в прошлом декабре тарифом, до 721 млн рублей.

Как и любое другое повышение тарифов для населения, решение ФАС вызвало брожения среди новосибирских общественных активистов. Оппозиция пыталась использовать эту тему для раскачки протестных настроений в период кампании по выборам мэра, но резонанс оказался слабым, и запала хватило пока лишь на один митинг.

Добавить политической остроты теме могут новосибирские депутаты, вернувшиеся с летних каникул. 11 сентября вопрос о повышении цен на тепло рассмотрел комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания. Рассказать о ситуации депутаты пригласили директора новосибирского филиала СГК Андрея Колмакова, главу областного департамента по тарифам Гарея Асмодьярова и начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и природоохраны облпрокуратуры Евгению Зубахину.

Комментируя известный тезис о высокой изношенности новосибирских теплосетей, Колмаков объяснил суть разногласий с департаментом Асмодьярова, который учёл 400 млн на ремонт труб и ни копейки на модернизацию. Между тем, в СГК считают, что на многих участках ремонтами проблемы уже не решить: нужно менять старые трубы на новые. В этом году компания на свой финансовый страх и риск вложилась в перекладку магистральных труб на 5 км теплотрасс. Это 0,7% от общего объёма. На следующий год компания стремится поменять уже 1,5% труб, рассчитывая вложить в модернизацию до 850 млн рублей. Но для конкретного планирования нужно не позднее ноября понимать ситуацию с тарифами. Если повышение, обоснованность которого признала ФАС, устоит, инвестиции энергетиков в теплосети пройдут, как минимум, по нижней границе – в объёме 200 млн рублей на самые критичные к отключению магистральные сети.

По словам Колмакова, все средства от повышения тарифа будут направлены на инвестиции в теплосети, причём «тарифные деньги» лишь частично компенсируют расходы компании. Для того, чтобы снять остроту ситуации с износом сетей в Новосибирске, необходимо вкладывать ежегодно до 1 млрд рублей в течение 4-5 лет. «Чтобы избежать негативных последствий ежегодной тарифной лихорадки, чтобы уменьшить неопределенность для всех, мы предлагаем рассмотреть вопрос о переходе Новосибирска и еще трёх городов области на модель долгосрочного тарифного регулирования, известную как «альтернативная котельная»», – заявил Колмаков на заседании комитета. Для сравнения он привёл цифры: в Барнауле, перешедшем на метод альткотельной, в этом году в обновление сетей инвестировано 1,2 млрд рублей, а в Новосибирске лишь 300 млн.

Обсуждения идей энергетиков по существу не получилось. Собственно, не было и предмета, поскольку Асмодьяров сообщил депутатам о том, что вопрос рассматривается в суде, а Зубахина подтвердила участие прокуратуры в процессе. Тем не менее, депутаты использовали возможность выразить недовольство тарифной политикой энергетиков. Член комитета Олег Сметанин предложил СГК, как правопреемнику «Сибэко», ремонтировать сети исключительно за свои деньги. По его словам, с 2002 года в тарифе были учтены средства на ремонт теплосетей, и надо разобраться, на что они были потрачены.

Отвечая за СГК, купившую «Сибэко» в прошлом году, Колмаков не стал бросать камни в предшественников, предложив говорить о будущем. Но это не понравилось председателю заксобрания, присутствовавшему на заседании комитета. Шимкив напомнил, что вопрос о повышении тарифов этого года, и расписывать повышения на 10 лет вперёд просто некорректно, тем более, когда суд ещё не вынес решение. Первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров посоветовал Колмакову прежде, чем подавать в суд в разрез с политикой департамента, думать о том, что за это придётся отвечать.

В суд как раз обращался департамент: энергетикам оказалось достаточно представить свои расчёты в ФАС. Но это не суть разногласий. Как справедливо заметил Панфёров, для избирателей вопросы корректировки тарифов очень болезненны, а комментировать происходящее в этой сфере приходится депутатам. Всем членам комитета были розданы таблицы и графики, подробно объясняющие инвестиционные планы энергетиков, но детально их обсуждать народные избранники не были настроены. Их жёсткие заявления должны были показать политическую позицию, актуальность которой объясняется, в том числе, приближающимися выборами. Тем более, раз вопрос всё равно подвешен в воздухе до решения суда. Аналогичный сценарий может пойти в новосибирском горсовете, депутаты которого также вышли с каникул ради ударной работы в последний год действия своих текущих полномочий.

Властям придётся вернуться к таблицам с планами, потому что вопросы тарифов и инвестиций в обновление теплосетей связаны неразрывно. СГК в любом случае вкладывает в теплосети собственные средства, отказываясь от гарантированной законодательством прибыли на производстве тепла, а величина тарифа влияет лишь на объём инвестиций. Руководство компании не раз в нынешнем году высказывало настрой вкладывать больше в рамках долгосрочной инвестпрограммы. Например, на основе той же альткотельной. В то же время, гендиректор СГК Степан Солженицын говорил, что кампания будет работать в той парадигме, которую выберет руководство региона. Можно максимально зажимать тариф и ограничиваться текущим ремонтом, надеясь и дальше избегать крупных аварий на магистралях. Можно заниматься обновлением, но для этого нужно понимать источник инвестиций. В предвыборный год ответственность за хозяйственные решения придётся по полной брать на себя исполнительной власти. В этот период наивно ожидать от депутатов поддержки дополнительного роста тарифов, хоть на тепло, хоть на что угодно.

Другие новости