Комитеты заксобрания страхуются от конфликтов интересов

Рокировки глав комитетов в заксобрании могут либо укрепить законодательную власть, либо усложнить рассмотрение профильных вопросов. Гарантией работоспособности новой системы должно стать усиление позиций руководства областного парламента.

На первой после выборов сессии 25 сентября депутаты Законодательного собрания Новосибирской области с одного захода определились с руководством и со структурой. Обсуждения предложенных вариантов на сессии не было – они прошли предварительно. Единогласные результаты голосований – и тайных, и открытых, – показали, что обновившийся более чем на треть депутатский корпус стремится сохранить ценности и приоритеты прошлого созыва. В этих словах нет пафоса, только прагматика и холодный расчёт. Прошлый, шестой созыв заксобрания войдёт в историю современной новосибирской политики благодаря резкому росту влияния законодательной власти и значимости депутатского мандата. Такого результата удалось достигнуть благодаря монолитной позиции депутатов, сплочённых общим надпартийным интересом – поддерживать друг друга, чтобы вместе быть сильнее. 

Очевидно, что новые депутаты пришли в заксобрание с намерением пользоваться этой силой, а не размывать её. Об этом говорит безальтернативное и единогласное переизбрание Андрея Шимкива председателем на новый срок. С его фигурой депутаты связывают гарантии сохранения баланса интересов законодательной и исполнительной властей. Без изменений утвердили и структуру управления. Пост первого вице-спикера вновь занял Андрей Панфёров.

Как и предполагали источники ЦДЖ, обилие партий, прошедших в заксобрание, не повлекло за собой автоматическое увеличение числа вице-спикеров. Депутаты решили сохранить их по количеству парламентских партий. Трое из четверых заместителей председателя остались при должностях, как в прошлом созыве. Это Валерий Ильенко от «Единой России», Владимир Карпов от КПРФ и Анатолий Кубанов от «Справедливой России». Фракцию ЛДПР, увеличившуюся в этом созыве, будет представлять вице-спикер Наталья Красовская. Таким образом, руководство ЗС почти полностью состоит из опытных, сработавшихся друг с другом в прошлые годы депутатов.

Без обсуждений и альтернатив заксобрание переизбрало представителя в Совете Федерации. Владимира Лаптева в этом качестве сменил Александр Карелин, в представлении не нуждающийся. О грядущем переходе Карелина из нижней палаты в верхнюю стало известно ещё весной, в период работы над поправками к Конституции РФ. Решение сессии 25 сентября поставило точку в истории. Бывший сенатор Лаптев может возглавить комиссию по экологии – единственный новый рабочий орган в структуре заксобрания.

Депутаты решили сохранить прежние комитеты. Можно утверждать, что заксобрание могло бы утвердить на новый срок и руководителей комитетов из прошлого созыва, коль скоро все они успешно переизбрались. Более того – такой расклад даже обсуждался сразу после выборов, за вычетом некоторых исключений. Но в итоге был выбран совершенно иной вариант: заксобрание внедрило новаторский подход к выбору глав отраслевых комитетов. По словам губернатора Андрея Травникова, аналогичных решений до сих пор не было не только в Сибири, но и в целом по стране.

С каждым годом и надзорные органы, и общественность всё острей ставят вопросы по поводу риска конфликтов интересов во власти. Законодательные и представительные органы не занимаются непосредственным распределением государственных денег и активов. Однако среди депутатов немало бизнесменов и руководителей предприятий, деятельность которых связана с госконтрактами, бюджетными субсидиями и тому подобным. Отсюда вопросы, нередко адресуемые главам профильных комитетов.

На протяжении всей истории областного парламента совершенно естественным казался подход, при котором в аграрном комитете работают представители АПК, в строительном – застройщики, в транспортном – дорожники и так далее. Это было залогом профессиональной проработки решений, влияющих на работу той или иной отрасли. Кроме того, решения комитетов носят рекомендательный характер: путёвку в жизнь им дают решения сессии, обязательные к исполнению. Так что ответственность комитетов и их руководителей, в любом случае, ограничена – без поддержки всего заксобрания невозможно претворить в жизнь инициативу, интересную лишь для части депутатов.

Тем не менее, в новом созыве депутаты решили провести ротацию председателей отраслевых комитетов, чтобы исключить риски конфликтов интересов. Таким образом, бывший глава аграрного комитета Олег Подойма возглавил комитет по госполитике, законодательству и местному самоуправлению. Фёдор Николаев из транспортного комитета перешёл на пост председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. Застройщик Майис Мамедов стал председателем комитета по транспортной, промышленной и информационной политике. Бывший председатель бюджетного комитета Александр Морозов стал во главе комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. Главой комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям стал Александр Терепа, в прошлом созыве руководивший комитетом по госполитике. Два председателя «гуманитарных» комитетов сохранили посты: Вениамин Пак во главе комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике, а также Игорь Гришунин во главе комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения. 

«Мы ещё раз показали уровень регионального парламента, потому что такие изменения при каких-то политических баталиях, непонимании между депутатами, между законодательной и исполнительной властью невозможны, поверьте. Это очень серьёзный шаг, который принесёт только большую работоспособность Законодательного Собрания и комитетов – в этом я уверен на 100 процентов. Он придаст и новый импульс развитию комитетов, законодательства и в целом будет влиять на профессиональные решения и совместную работу с профильными министерствами», – прокомментировал изменения спикер ЗС. Шимкив и Травников приняли участие в первых заседаниях всех комитетов, чтобы подчеркнуть общий подход к принятым решениям.

Решения новосибирского заксобрания уже становились примером для других региональных парламентов. Так было, в частности, с законом об управлении госсобственностью, разработанном прошлым созывом. Межотраслевая ротация председателей может стать нормой, если не проявятся новые риски, связанные с непониманием предмета руководителями. Впрочем, расклад по комитетам показывает, что заместителями председателей остаются профильные представители отраслей, способные вносить квалифицированные корректировки. А руководство заксобрания, переизбранное единогласно, обладает достаточным кредитом доверия и поддержкой депутатского корпуса для оперативного политического вмешательства.

Другие новости