В уголовном деле по НИИТО сменилась концепция обвинения

Дело о хищениях в ФГБУ ННИИТО близится к передаче в суд. На последней дистанции расследования фигуранты узнали, что обвинение изменилось. Сумма ущерба остаётся той же, как и цель: забрать в госсобственность частную 10-этажку на Фрунзе.

Уголовному разбирательству вокруг одного из крупнейших федеральных учреждений здравоохранения в сибирской столице скоро будет 3 года. Очередной продлённый срок следствия истекает 29 ноября. Высока вероятность, что к этому дню материалы дела в отношении почти всех обвиняемых будут переданы в суд. Речь идёт про экс-директора ФГБУ ННИИТО Михаила Садового, заведующую аптекой учреждения Елену Водянкину, директора ООО «Нитек Медикал» Светлану Тыщенко и учредителя ООО «Бизнес-Аналитика» Эльмиру Хафизову. В отношении ещё одного фигуранта – замдиректора ФГБУ Сергея Поскочина, остающегося за границей – будет выделено отдельное производство.

Дело было возбуждено по факту хищений при поставках лекарств и медпрепаратов. Потерпевшим обозначился минздрав России. Изначально сумму хищений оценили в 521 млн рублей. В качестве вещественного доказательства по делу было арестовано 10-этажное здание на Фрунзе 19а, в котором расположены связанные с ФГБУ частная клиника АНО НИИТО и Новосибирский медтехнопарк, а также офисы частных компаний, работающих в сфере здравоохранения. В том числе, некоторых компаний-поставщиков ННИИТО. Компании «ТехинКом» и «ЛизингГарантСервис» купили землю возле ННИИТО, на кредитные средства построили 10-этажку и оснастили её медоборудованием. А после гасили кредиты доходами от поставок медпрепаратов, в том числе и для института. Следствие считает эту последовательность действий видимостью придания законности хищениям.

Изъятие здания вместе с оборудованием в госсобственность кажется главным материальным смыслом происходящего. При этом вопрос ставится как о «возвращении» похищенного, хотя недвижимое и движимое имущество, о котором идёт речь, никогда не было в собственности государства. Неувязка была в несоразмерности арестованного имущества и величины якобы украденной суммы. Здание стоит около 1,3 млрд рублей, это более чем в два раза превышало сумму ущерба. Но в начале 2020 года стали известны результаты экономической экспертизы по делу, насчитавшей ущерб уже на те, самые 1,3 млрд.

Более полугода следствие откладывало предъявление новых обвинений в связи с изменившейся суммой ущерба. За это время правоохранители успели передать здание вместе с оборудованием на ответственное хранение – а фактически в пользование – ФГБУ. В постановлениях следователя утверждается: собранными по уголовному делу доказательствами установлено, что здание и оборудование были оплачены за счёт денег, похищенных из средств федерального бюджета для нужд ФГБУ, путём проведения ряда мнимых финансовых сделок для целей легализации доходов, полученных преступным образом. «Таким образом, фактическим собственником названного имущества является ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России», – сделал вывод следователь.

На основании экспертизы следствие насчитало ущерб в 1,3 млрд, нанесённый якобы путём завышения рыночной стоимости поставляемых лекарств и препаратов. Собственно анализа рыночных цен на момент заключения сделок в экспертизе нет. Как украденное у государства «завышение» расценили разницу между ценой закупки товара поставщиками и ценой поставки в ФГБУ. То есть, 100% маржи поставщика. При этом следствие называло поставщиков фиктивными организациями, хотя речь о компаниях, работавших по 10 и более лет, со штатами сотрудников, белыми зарплатами, кредитами, налогами: под критерии фиктивных фирм-однодневок они не подходят.

К началу октября следствие уточнило позиции и официально предъявило новые обвинения, в которых уже нет ни слова об украденной поставщиками разнице между ценой закупки и ценой поставки. Теперь следствие считает, что обвиняемые, «используя своё служебное положение и влияние», требовали от производителей и основных дистрибьюторов скидок на продукцию не менее 25% для подконтрольных юрлиц. Аргументом, по версии следствия, были некие ультимативные условия, невыполнение которых производителями и основными дистрибьюторами медицинской продукции и оборудования грозило созданием искусственных условий, при которых невозможно принять участие в торгах, а также невозможно поставить соответствующую продукцию, которую под мнимым предлогом не приняли бы в ФГБУ.

Далее члены «преступной группы» проводили «притворные сделки» через подконтрольные юрлица для формирования дополнительной надбавки. Выбитые скидки следствие считает похищенными у государства деньгами, а механизм ограничения конкуренции – средством для преступления. Полученные средства, по версии следствия, легализовались через выплату банковских кредитов, привлечённых компаниями-поставщиками для строительства здания на Фрунзе 19а.

Изложенная версия показывает признаки картельного сговора, за который предусмотрена ответственность по статье 178 УК РФ. Однако следствие не пошло этим курсом. Перспектива скучная: создание картеля это преступление средней тяжести. Вместо этого Садового и его товарищей обвиняют по двум статьям УК – за хищение в форме растраты и за легализацию преступно добытых средств. В товарищах согласия нет: очевидный козырь следствия это готовность части обвиняемых пойти на сделку. Но поскольку это не единогласное мнение, в суде придётся всё же подробно исследовать доказательства. Картина выглядит неоднозначно, поскольку под «похищенным» подразумеваются дисконты, в не меньшей степени похожие на предпринимательский доход. И уж точно не похоже, чтоб в данном случае хоть рубль напрямую был похищен или растрачен с государственных счетов.

Несмотря на фактический захват 10–этажки с оборудованием, перспектива национализации этого имущества по-прежнему неопределённа. Обсуждавшаяся версия, будто собственников удастся склонить к некой добровольно-принудительной передаче, не нашла воплощения. Если судом будет установлен ущерб, нанесённый государству через хищения в НИИТО, нужно будет взыскивать здание и оборудование, а далее продавать с торгов. Во всяком случае, это легальный путь, а иного пока не видно.

Другие новости