Депутаты будут биться за снижение мусорного тарифа

Заксобрание обратилось с просьбой ограничить подорожание вывоза мусора не только в ФАС, но и к новому руководителю РЭО. Спикер Андрей Шимкив уверен, что у депутатов «большой манёвр» для диалога с группой «ВИС», инициировавшей рост тарифа.

С 1 ноября тарифы на вывоз мусора входящей в «ВИС» компании «Экология-Новосибирск» – регионального оператора по работе с твёрдыми коммунальными отходами – выросли сразу на 39%. Это решение департамент по тарифам правительства Новосибирской области утвердил под нажимом Федеральной антимонопольной службы, рассмотревшей жалобу регоператора. При этом департамент обжаловал позицию ФАС в суде. На сессии в начале ноября заксобрание обратилось в антимонопольную службу с просьбой отменить резкое повышение платы за вывоз мусора. Особое недоумение депутатов вызвало решение антимонопольщиков резко увеличить стоимость услуг по транспортировке отходов, при том, что она была определена по результатам открытого конкурса.

«В Новосибирской области сложилась парадоксальная ситуация, при которой ФАС России, как орган, призванный ограничивать интересы монополий и способствовать развитию рыночных механизмов, сам игнорирует рыночные индикаторы (рыночные цены) и принуждает потребителей оплачивать услуги по монопольно завышенной, экономически необоснованной цене. И это происходит на фоне значительного падения уровня доходов населения, усиления социальной напряженности и беспрецедентных мер поддержки граждан и бизнеса, инициированных президентом и правительством РФ», – написано в обращении заксобрания в ФАС.

18 ноября на заседании комитета по бюджетной, экономической политике и собственности председатель заксобрания связал областные расходы на Центральный мост, строительство которого ведёт ещё одна структура «ВИС», с тарифом на вывоз мусора. «Если мы не решим по тарифам, по 40%, то этой строчки не будет в бюджете, я вам гарантирую, – заявил Шимкив министру финансов Виталию Голубенко, представлявшему проект бюджета-2021. – Это одни люди, это одна компания. Вы посмотрите прессу. По официальному докладу Алексея Мокрушина, замглавы «Российского экологического оператора», в стране на 4% поднялись тарифы на перевозку мусора. Мы спокойно реагируем на то, что на 40% подняли какими-то окольными путями и сидим, смотрим. Половине регионов страны вообще не поднимали тарифы, остальные с 1 июля на 4%. Это одни люди. Мы одной рукой им даем миллиарды, а другой рукой они отбирают деньги у нашего населения, это что такое?».

Как показало развитие событий, федеральные власти настроены сдерживать рост тарифов на вывоз ТКО. Действия «Экологии-Новосибирск» и ФАС оказались в противофазе политике правительства.

В конце прошлой недели сменилось руководство публично-правовой компании «Российский экологический оператор», созданной для координации реформы мусорной отрасли в масштабе страны. Гендиректором РЭО вновь стал Денис Буцаев. Он уже занимал этот пост с февраля по декабрь 2019 года. В качестве руководителя федерального оператора Буцаев приезжал в Новосибирск, он знаком с местной спецификой. В последние месяцы Буцаева рассматривали как наиболее вероятного претендента на пост губернатора Белгородской области. Но в правительстве решили вернуть его на мусорную стезю.

Напутствуя Буцаева, курирующий вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что необходимо использовать возможности для получения выгоды от раздельного сбора отходов и не допустить повышения тарифов на вывоз мусора для населения. «Граждане не должны столкнуться с повышением тарифов. Наоборот, при грамотном применении инструментов раздельного сбора мусора, инструментов расширенной ответственности производителей и импортеров, тарифы для населения должны снижаться», – заявила Абрамченко.

На этом фоне новосибирское заксобрание продолжает настаивать на снижении платы за вывоз мусора. 26 ноября на очередной сессии Шимкив сообщил журналистам, что депутаты направили обращения не только в ФАС, но и новому руководителю РЭО. В зависимости от результата будут приняты решения относительно работы с «ВИС» по новосибирским проектам группы. «До 13 декабря должен прийти ответ. Все свои обещания нужно сдерживать. Подождём. Посмотрим ответ. У нас много вариантов, не только по мосту, – заявил председатель заксобрания. – Мы можем настаивать на расторжении контракта. Пойти их же путём, раз они не рассчитываются с перевозчиками, с районными ЖКХ. И мы тоже можем рассчитываться не в январе, как предусмотрено концессией. А в декабре… Поэтому мы найдём варианты. Будем биться до конца за снижение тарифа. По крайней мере, до 4%, как в среднем по стране. Манёвр у нас большой».

4 декабря на сессии новосибирского горсовета депутаты рассмотрят обращение в поддержку позиции областных коллег. Такое решение 25 ноября принято на комиссии по городскому хозяйству. Редкий случай, когда областной и городской депутатский корпус может выразить общее мнение. Причём в данном случае межпартийных противоречий нет, и не ожидается.

Сама по себе идея увязать вопрос о тарифе на вывоз мусора с финансированием Центрального моста вызвала одобрительные комментарии среди областных и городских депутатов. «Есть же ещё опыт соседних регионов, который держит в рамках монополиста. У соседей в Алтайском крае – 5 региональных операторов, в Красноярском – семь, в Иркутской области – 2», – прокомментировал Шимкив. Спикер заксобрания не просто так отметил большое пространство для манёвров. У «ВИС» в Новосибирской области есть разные проблемные точки. Под вопросом концессия на строительство двух мусоросортировочных заводов. Много жалоб на работу регоператора. Могут быть вопросы по строительству сети поликлиник. Все проекты группы завязаны на отношения с местной властью, а тарифная проблема может их фундаментально испортить.

Другие новости