Новосибирские теплосети плачут кипятком по миллиардам

СГК готова договариваться о вложении 20 млрд рублей в новосибирскую энергосистему когда к этому будут готовы местные власти. Необходимое условие – предсказуемая тарифная политика на 10 лет, но именно для политиков это сложный вопрос.

Конец года – время прикидывать тарифы монополистов на будущий год. В этот раз процесс пошёл с заметным информационным перегревом. Виной тому публикация предварительных расчётов поставщиков услуг, прикидывающих расходы на следующий год. На первой стадии компании предоставляют в областной департамент по тарифам цифры, включающие все возможные экономические составляющие, важные для модернизации технологической базы, стабильного оказания услуг населению и предприятиям, а также допустимую законом предпринимательскую прибыль. Далее департамент под руководством Гарея Асмодьярова секвестирует эти цифры, исходя из собственных представлений о справедливости, целесообразности и легитимности. 

Превалирующая часть запрошенного идёт под нож. Поставщикам услуг приходится жёстко торговаться за самое необходимое. События последних лет показывают, что чиновники скорее отступят от закона в пользу занижения тарифа, чем добавят лишний процент. Есть и труднопреодолимый ограничитель, ежегодно устанавливаемый федеральным правительством. В 2021 году тарифы в Новосибирской области должны вырасти в пределах 4,6%. Если больше, то региональные власти должны получить официальную поддержку муниципальных властей.

В этот раз предметом публичного обсуждения стали первичные расчёты поставщиков услуг. Из которых пресса сделала выводы, будто «Горводоканал» добивается роста цены водоснабжения на 153%, «Экология-Новосибирск» хочет накинуть на вывоз мусора дополнительно 52%, а «СИБЭКО» настроено накрутить на гигакалорию тепла аж 307%. Общественность быстро успокоили пояснениями, что такого скачка не будет. Но оживление темы стало новым поводом поговорить о тарифообразовании с точки зрения интересов потребителей.

Большинство политиков (особенно в предвыборном цикле) рассуждают линейно: чем ниже тариф, тем выгодней людям. Во многом эта логика определяет действия департамента Асмодьярова, пускающего под нож, в том числе, и затраты на ремонт и модернизацию оборудования. Особо проблема актуальна для энергетиков. Муниципальный «Горводоканал» в недавние, более тучные годы, освоил согласованную городскими властями инвестиционную программу, позволившую масштабно модернизировать предприятие. «Экология-Новосибирск» работает второй год, там модернизировать пока нечего. А у «СИБЭКО» теплосети и станции советской постройки. С каждым годом износ оборудования становится всё тревожней. А на кону стабильность поставки тепла и горячей воды в дома новосибирцев.

9 ноября директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова выступила с подробным комментарием о переменах в теплоснабжении городов, изменивших подход к определению платы за услуги. Проблема износа сетей и производственных мощностей есть во всех сибирских городах. Где-то больше, где-то меньше. Для Новосибирска, как крупнейшего города Сибири, проблема требует самого дорогого решения. По оценке Косоговой, чтобы переложить все сети, в город нужно вложить 250 миллиардов. Таких денег не найти, хоть по два раза в год на 300% повышай тарифы. Тем не менее, по словам топ-менеджера, город мог бы привлечь в теплоэнергетику 20 млрд рублей и существенно улучшить ситуацию. «Мы выходили с предложением по «альтернативной котельной». Когда будет понимание во власти, возможно, что-то изменится», – заявила Косогова, проиллюстрировав тезис примерами других сибирских городов в ареале СГК.

Переход на альткотельную в Рубцовске стал залогом инвестиций в 2,1 млрд рублей в течение двух лет: средств хватило на комплексную модернизацию теплоснабжения города, до того замерзавшего каждую зиму. Барнаул после перехода на альткотельную получил от СГК гарантии инвестиций в размере 8 млрд рублей, из которых больше половины уйдёт на теплосети. Красноярск, также перешедший в 2020 году на новую систему тарифообразования, ожидает 15 млрд инвестиций в теплоснабжение. В Белово СГК подготовила предложения по переходу на альткотельную, предусматривающие инвестиции в 4 млрд рублей.

Что, тем временем, происходит в Новосибирске? При согласовании тарифа департамент закладывает на годовую программу ремонта сетей 450 млн рублей. В последние годы ещё 400 млн собственных средств добавляет собственник энергосистемы. Латаются дыры, меняется немного труб, а дальше остаётся молиться о тёплой зиме, поскольку в морозы системе с каждым годом сложней вытягивать нагрузки.

Опыт городов, перешедших на альткотельную, показывает беспочвенность опасения резкого роста тарифов. Повышение платы за тепло прописывается на 10 лет вперёд. Разница между ценой в 2020 и 2030 уже выглядит существенно. Опыт последних десятилетий подсказывает, что так будет в любом случае. Более интригующий вопрос, в каком состоянии через 10 лет будет энергосистема? Ответы нужно искать в обозримом будущем, поскольку для освоения масштабных инвестиций тоже нужно время. Без готовности политиков подступаться к решению бессмысленно.

Другие новости