Прокуроров повязали на ложном доносе

Арест экс-прокурора Новосибирска Дениса Ференца и группы лиц, обвинённых в причастности к фальсификации уголовного дела, стал тревожным сигналом для бизнесмена Дмитрия Башмакова и прокурора области Якова Хорошева.

Ушедший летом со службы Ференец и бывший начальник управления по надзору за соблюдением федерального закона областной прокуратуры легендарная Александра Аверина задержаны оперативниками ФСБ по обвинению в фальсификации материалов уголовного дела. Речь идёт о преследовании директора аудиторско-консалтинговой группы «Экфард» Натальи Васильевой, инспирированным якобы для того, чтобы завладеть суммой около 500 млн рублей. Для чести прокурорского мундира такого рода преступление – высший коррупционный акт, наиболее опасный для общества.

Аресты нынешней недели можно считать последствием уголовного дела о мошенничестве против бывшего председателя совета директоров ОАО «Винап» и члена совета директоров холдинга РАТМ Олега Ярового. Предпринимателя задержали в июле по заявлению бывшего партнёра Юрия Верясова – якобы Яровой украл деньги, принадлежавшие «Винапу». В последние месяцы в публикациях СМИ и телеграмм-каналов не раз проскакивали толстые намёки на особые связи Ярового в некоторых правоохранительных структурах, за которые предприниматель и поплатился свободой. Отметим, что история событий «Винапа» заставляет задуматься о наличии особых отношений с силовиками, в первую очередь, у Верясова. Но то дела минувших дней. В историях недавнего прошлого на первом плане отношения Ярового с Дмитрием Башмаковым, крупным новосибирским девелопером и рантье, совладельцем торговых комплексов «Восток», «ГУМ» и «ЦУМ», связанных общими акционерами.

Пока на поверхности связь прослеживается не очевидно. Исходя из версии Васильевой, которую летом публиковал «Континент Сибирь», в 2013 году она заняла у Ярового деньги. В 2015 стороны договорились, что полностью предпринимательница рассчитается по долгу, продав часть своей недвижимости. Яровой якобы пытался вовлечь напрямую в историю Башмакова, как большого специалиста по коммерческой недвижимости, но пришлось ограничиться консультациями Дмитрия Куклина, юриста и совладельца «Востока». Не договорившись с Васильевой о расчёте, Яровой подал иск о взыскании долга. Одновременно он инициировал уголовное дело по факту хищения заимствованных средств. Васильева считает, что был инструмент давления на неё, чтоб осложнить защиту. Её недвижимость была арестована, а уголовное дело развалилось на стадии прения сторон: прокуратура отказалась от обвинения.

Результатом той истории стало задержание Ференца, Авериной, Куклина и ещё двух персонажей – Михаила Федосеева и Павла Кулибанова. Последних двух обвиняют в заведомо ложных показаниях, связанных с обвинением в тяжком или особо тяжком преступлении. Аверину и Куклина обвиняют в заведомо ложном доносе и пособничестве в преступлении советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также обещание скрыть преступника, средства, орудия совершения преступления или следы совершения преступления). Обвинение в заведомо ложном доносе добавили и Яровому. А Ференцу инкриминируют превышение полномочий.

К радости журналистов и блогеров источники в правоохранительных органах поделились информацией о том, что следственные действия прошли в домах ДНТ «Планета» Морского сельсовета – престижного посёлка, в учредителях которого ряд персон, ещё недавно занимавших высокие должности в областной прокуратуре. Они получили землю и отстроили дома ещё, будучи при погонах. Вместе с разрешениями на индивидуальное строительство жилья работники прокуратуры воспользовались субсидиями по 1,5 млн рублей на возведение домов в сельской местности.

Упоминание «Планеты» в контексте дела против Ференца и Авериной перебросило мостик к бэкграунду осени 2018 года, когда итогом комплексной проверки бригады из Генпрокуратуры стали массовые репрессии в региональных органах прокуратуры. Постов лишились прокурор региона Владимир Фалилеев, его заместители Андрей Турбин, Любовь Кузьменок и Владимир Мандрыко. Также в отставку ушёл заместитель Генпрокурора по Сибирскому федеральному округу Иван Семчишин. Многие работники ведомства получили разные дисциплинарные взыскания, в том числе Ференец. Его последующую «добровольную» отставку связывали с итогами той же ревизии.

Яков Хорошев получил пост прокурора Новосибирской области по итогам зачистки 2018 года. По идее, события, лежащие в основе дела против Ференца и Авериной, к нему не относятся. Но ряд источников указывают на то, что Хорошев в последние месяцы фактически пропал из публичной повестки. Это может быть признаком слабости позиций. На фоне слухов о готовящемся визите в Новосибирск Генпрокурора Игоря Краснова истеблишмент негромко обсуждает возможность скорой смены главы областной прокуратуры.

Гораздо заметнее очередное сгущение туч вокруг Башмакова. Оформив наследство Гусинобродской барахолки в виде ТЦ «Восток», предприниматель вместе с миллиардным бизнесом получил запутанный клубок отношений, связывающих оптовую торговлю с некоторыми правоохранительными и криминальными деятелями. Проверки и судебные претензии для «Востока» – обычное дело. А 26 мая пошёл необычный сценарий: рано утром в коттедж Башмакова в Морском сельсовете стали долбиться вооружённые люди в масках, представляясь полицией. Пока предприниматель связывался со своей знакомой полицией по телефону, чтобы понять, кто и на каком основании ломится к нему в дом, бойцы спецназа стали ломать дверь. Причиной обыска назвали поджог в Толмачёвском сельсовете.

Предприниматель недолго недоумевал, причём тут сельсовет, где у него нет никаких интересов. Дальнейшее общение с представителями правоохранительных органов велось уже на темы, связанные с деятельностью ТК «Восток». Об этом адвокат Башмакова Николай Муштин рассказывал месяц спустя после обыска у своего клиента. «Работа рынка находится даже не под увеличительным стеклом, а под микроскопом, и постоянно происходят какие-то непонятные вещи. Поступают постоянно угрозы от представителей, связанных с криминальными кругами, фамилии назвать я не могу, настойчивые предложения «поделить бизнес». На этом фоне действия правоохранительных органов вызывают сомнения в их объективности», – заявил тогда Муштин в комментарии для «Континента Сибирь».

В октябре правоохранители отчитались в раскрытии поджога в Толмачево. Виновный был найден и отправлен под суд. Прояснилось, что к Башмакову та история отношения не имела. Но к тому моменту Яровой, с которым предпринимателя связывают тесные отношения, был уже под арестом. Теперь дело дошло до Куклина и движется дальше, а попутные фигуранты, включая бывших работников прокуратуры, будут следить за развитием из СИЗО.

Другие новости