«ВИС» на пути к мусорной монополии в Новосибирске

К ярости оппонентов группа «ВИС» сконцентрировала под своим контролем сбор денег за вывоз мусора и непосредственно за транспортировку отходов. Критики видят в этом растущие риски для региона; в то же время отраслевой оператор получил новую точку опоры.

Контракты на перевозку мусора в 2019 году по итогам конкурса в минувшем декабре распределились так, что ряд новосибирских компаний покинул рынок, а 63% годового объёма твердых коммунальных отходов досталось компаниям «Айсберг» и ИП Волкова, связанным между собой и с федеральным холдингом «Мой коммунальный стандарт». Водящий в «ВИС» регоператор по обращению с ТКО – компания «Экология-Новосибирск» – по итогам конкуренции между участниками торгов был вынужден существенно снизить тариф: с 88 до 59 рублей с человека. К весне пошли слухи о наметившемся альянсе «ВИС» и МКС на мусорном рынке. Источники ЦДЖ утверждали, что два гиганта рассматривали разные формы укрепления сотрудничества, обсуждали совместную экспансию в другие регионы. Но экономика расстроила общие планы.

На втором году мусорной реформы «Экология-Новосибирск» не смогла вплотную приблизиться к 100% сборам за свои услуги. Цель остаётся недостижимой и для регоператоров в других субъектах, но нас интересует местная повестка. Из-за ограничений в весенний разгар пандемии «Экология-Новосибирск» стала собирать ещё меньше денег. Это отразилось на расчётах с перевозчиками. А после демпинга на торгах компании, вывозящие мусор, оказались в крайне сложном положении. Работать по сниженной цене ещё, куда ни шло, но когда и эти деньги не платят – становится невозможно. С 1 ноября «Айсберг» расторг договор с регоператором, выигранный на конкурсе. Это произошло на фоне новых торгов, выглядящих куда более интересно.

В этот раз регоператор разыгрывал контракты не на год, а сразу на три. По закону, «Экология-Новосибирск» обязана через тендеры распределить 51% объёмов; оставшееся можно раздать по прямым контрактам. Нынче на конкурс ушло аж почти 90% обще областного объёма в общей сумме на 11 млрд рублей. В итоге 75% объёма – или 5 из 6 лотов – достались родственной компании «Экотранс-Н», подконтрольной «ВИС».

Итоги конкурса подвели на фоне бурного возмущения общественности насчёт неожиданного повышения тарифа на вывоз мусора сразу на 39% с перспективой дальнейшего роста. Концентрация финансов в компаниях «ВИС» выглядит усилением монопольных позиций. А ещё «Экология-Новосибирск» ждёт разморозки концессии по строительству двух мусоросортировочных заводов, которая позволит подмять ещё один крупный сегмент отрасли по обращению с ТКО. В глазах некоторых политиков это выглядит частью коварного плана долгие годы наживаться на новосибирцах за счёт непрерывно дорожающей услуги.

Отчасти похоже на то. У всех монополистов тарифы растут из года в год. Но традиционные поставщики коммунальных услуг, сформированные, по сути, ещё в СССР, вынуждены содержать и модернизировать колоссальную инфраструктуру. Мусорный регоператор – новый монополист, которому нет и двух лет. Новосибирцы знакомы с «Экологией-Новосибирск» не с лучшей стороны: с началом мусорной реформы цена вывоза мусора выросла, а качество услуги, в лучшем случае, не ухудшилось. В лучшем. А жалоб по- прежнему немало. Горожанам пришлось доплачивать, чтобы выровнять тариф для жителей области, у которых до 2019 года не было услуги централизованного вывоза мусора... В общем, нюансов много. Монопольная система, обязанная охватить бесперебойной ежедневной работой все населённые пункты региона, создаётся с нуля. И процесс идёт не гладко.

Взаимоотношения регоператора с перевозчиками это краеугольный камень реформы. В тарифе 75% приходится на транспортировку мусора. Возят мусор хорошо – нет жалоб, возят плохо – у регоператора проблемы. Год назад расставание с пулом местных подрядчиков обернулось для «Экологии-Новосибирск» взрывом возмущения жителей левобережья из-за того, что во многих дворах контейнеры оказались перевёрнутыми. В нынешнем году финансовые проблемы подвели крупнейшего перевозчика к грани банкротства. Нестабильность перевозчиков может опрокинуть и регоператора.

На пресс-конференции, прошедшей 10 ноября в Новосибирске, гендиректор «ВИС» Кирилл Гапеев заявил, что если б не поддержка материнской компании, «Экология-Новосибирск» уже была бы вынуждена свернуть работу в качестве регоператора. Появление в Новосибирске ещё одной дочки «ВИС» – на этот раз в транспортном сегменте – призвано стабилизировать и «Экологию-Новосибирск», и мусорную отрасль в целом. Обратной стороной медали является зависимость важной сферы жизнеобеспечения от одной, по сути, компании. «ВИС» претендует на статус незаменимой для региона, вопреки известной неприязни со стороны областного депутатского корпуса. Потребителям остаётся уповать на эффективность контроля над тарифами со стороны областного правительства.

Другие новости