Вслед за адвокатом Чуманову пора искать преемника

У Территориального управления автодорог скоро будет новый начальник: нынешнему руководителю ТУАД Михаилу Чуманову будет сложно отбиться от обвинения во взятке. Отраслевые лидеры готовятся выстраивать отношения с «новой метлой».

Оперативники и следователи нагрянули в ТУАД Новосибирской области утром 22 декабря. После обыска кабинет начальника был опечатан. Также обыскали коттедж Чуманова. Следственные действия прошли в офисах подрядчиков. В том числе, в «Новосибирскавтодоре», крупнейшей дорожно-строительной компании региона.

Чуманова обвиняют в получении взяток на 100 тысяч и 5 млн рублей через посредничество его брата. По версии следствия, деньги за «общее покровительство», сохранение и развитие контрактных отношений платили компании «Бастион» и «СоюзДорСтрой». Роль «Новосибирскавтодора» в истории пока толком не ясна, но, судя по аресту топ-менеджера компании Сергея Илюшина, здесь похожий коррупционный сюжет. Делом занимается Западно-Сибирское управление СК РФ на транспорте. Оперативное сопровождение, как водится в коррупционных расследованиях, за ФСБ.

Чуманов пришёл в областную власть в феврале 2018 года, став одним из первых, привлечённых со стороны специалистов в команде врио губернатора Андрея Травникова. До того новоявленный начальник ТУАД работал в компании «Газпромнефть-Новосибирск» заместителем гендиректора по развитию. До 2015 года эту компанию возглавлял Андрей Шимкив, сменивший пост в нефтянке на кресло спикера Законодательного собрания.

Через ТУАД идут все региональные контракты на строительство, ремонт и содержание дорог. Управление оперирует многомиллиардными бюджетами. Привлечение специалиста со стороны, не связанного с отраслевыми игроками, должно было оптимизировать правила игры. Участники рынка выделяют в работе Чуманова два тренда. Во-первых, он хотел свести к минимуму роль мелких компаний, использующих низкооплачиваемый труд мигрантов и демпингующих за счёт качества. Во-вторых, начальник ТУАД стремился развить альтернативу «Новосибирскавтодору», как крупнейшему игроку и в ремонтно-строительном сегменте, и в содержании дорог.

Впрочем, какого областного чиновника, причастного к транспортной отрасли, ни спроси по душам насчёт «Новосибирскавтодора», все говорят плюс-минус одно и то же: область заинтересована, чтобы у такой крупной компании были конкуренты, хоть местные, хоть иногородние. Это на словах. На деле же компания Дмитрия Пингасова только укрепляет позиции к растущему недовольству прочих новосибирских дорожников, ни один из которых уже не может похвастаться сопоставимыми объёмами. Многие участники областного рынка вынуждены идти на субподряд к «Новосибирскавтодору», что регулярно создаёт точки напряжения, даёт поводы для жалоб в ФАС и прочей скандальной активности.

Против Чуманова и других фигурантов дела работает тяжёлая информационная артиллерия: оперативную видеосъёмку вторжения следственной группы в коттедж чиновника и вскрытие его банковской ячейки на всю страну показали в сюжете «Вести. Дежурная часть». Источники в правоохранительных кругах утверждают, что оперативные мероприятия зафиксировали непосредственное получение фигурантами меченых денег. Так это или нет – пока вопрос. В дорожной отрасли региона было много разных скандалов, но коррупционных дел в отношении руководителей пока не случалось.

Опыт подобных разбирательств показывает, что они занимают много времени. И чиновник под следствием лишается работы, даже если впоследствии его оправдывает суд. Так было, например, с Валерием Яровым, работавшим начальником областного департамента физкультуры и спорта в бытность губернатором Василия Юрченко. Ярова арестовали по обвинению во взяточничестве, продержали под стражей, а, в конечном счете, извинились за незаконное преследование и даже выплатили символический моральный ущерб. Но поста во власти Яров лишился быстро. Как, к слову, арестованный в сентябре председатель городского комитета по рекламе и информации Дмитрий Лобыня. Его задержали в конце сентября по подозрению в получении взятки. Следствие ещё в разгаре, вина не доказана, а мэр Анатолий Локоть на этой неделе уже назначил новым главой комитета политтехнолога КПРФ Олега Хорошунова.

Исполняет обязанности начальника ТУАД опытный отраслевик Константин Громенко. Он руководил управлением с 2007 по 2015 годы. Владимир Городецкий, возглавив область, пристроил на должность начальника ТУАД своего давнего друга Валерия Зарубина. Громенко отодвинули на должность первого заместителя, где он и пережил пришествие Чуманова. Руководители дорожных организаций напряжённо обсуждают перспективы сезона-2021, и без того напряжённого из-за сложного бюджета. Появление новой фигуры во главе ТУАД способно изменить баланс на рынке, и без того довольно шаткий.              

Другие новости