«Сибантрацит» без Босова

Как смерть Дмитрия Босова отразится на экономике и социальной сфере Новосибирской области? Это зависит, сумеют ли наследники удержать угольную империю «Аллтек» и сохранить приоритеты основателя.

Вечером 28 марта в Толмачёво приземлился самолёт, на котором из Киргизии вернулись новосибирские дети-спортсмены, застрявшие в Бишкеке на волне коронавирусных ограничений. О предоставлении борта для эвакуации губернатор Андрей Травников договорился с благотворительным фондом «День первый». Точнее – с основателем фонда Дмитрием Босовым. Для новосибирских властей контролирующий акционер «Аллтека» и «Сибантрацита» с нулевых был переходящей «палочкой-выручалочкой», к помощи которой можно обращаться хоть формально, хоть неформально.

Даже в кризисные годы Босов тащил на себе груз основной спонсорской поддержки хоккейного клуба «Сибирь» – самого дорогого проекта социального престижа областного правительства. При этом программы развития «Сибантрацита» неизменно пользовались поддержкой руководства региона, в том числе, бюджетной. В отличие от многих бизнес-структур, страхующих свои интересы посредством делегирования своих представителей в депутаты разных уровней, «Сибантрацит» воздерживался от прямого вхождения в политику. В этом просто не было нужды.

Много лет основным переговорщиком с местной властью от имени предприятия выступал председатель совета директоров Дмитрий Шатохин, адаптировавшийся в местном истеблишменте как один из фронтменов войны за Новосибирский электродный завод и «Сибантрацит» конца 90-х – начала нулевых. Сторона Шатохина поддержала Виктора Толоконского на выборах губернатора в 1999 году. Новоявленный глава региона алаверды помог в корпоративном конфликте, на выходе из которого стороны разделили имущество. Электродный бизнес достался «Ренове». «Сибантрацит» стал основой угольной империи Босова, а Шатохин получил долю в бизнесе. Бывший вице-губернатор Алексей Хомлянский, курировавший политику сначала у Толоконского, а затем у Василия Юрченко, после отставки ушёл в «Сибантрацит».

Как будут дальше складываться отношения – зависит от наследников. Прежде всего, от нынешней супруги застрелившегося бизнесмена Катерины Босов (это не ошибка, именно Босов, на американский манер). В «Сиантраците» она с 2017 года, сейчас занимает пост коммерческого директора и является членом совета директоров. В последнее время Босов стала ключевой фигурой в бизнесе. Шатохин номинально присутствует в совете директоров, но на курс компании не влияет. В марте с поста гендиректора «Сибантрацита» сместили Максима Барского, давнего партнёра Босова по многим проектам. В апреле ЦДЖ рассказывал про скандальное увольнение ещё одного партнёра угольного магната –Александра Исаева, который был членом совета директоров «Сибантрацита» и совладельцем компании «ВостокУголь».

Скандальные обстоятельства увольнения Исаева показали сторонним наблюдателям, что в империи Босова творится нечто странное. На сайте «Сибантарцита» появилась следующая новость: «А. Исаев снят со всех занимаемых должностей в компаниях группы «Сибантрацит» и «ВостокУголь». Отношения к деятельности компаний он не имеет. Причина расторжения с ним всех взаимоотношений и увольнения – вопиющие злоупотребления и хищения на вверенных ему участках работ, распространение недостоверной информации о нашей деятельности. Начато расследование. Хорошая возможность для конкурентов».

Следом – в выходной 11 апреля – на сайте компании появилась новость в том же духе: «Правоохранительные органы начали оперативные действия в отношении структур группы Исаев-Сазонов-Баранов. Обыск и выемка финансовых документов проведены в компании Сазонова. На этот раз была разграблена шахта «Заречная». По оперативной информации нашей СБ, следующей целью группировки является Эльгинское месторождение в Якутии». Новость на сайте «Сибантрацита» была приурочена к обыскам на шахте «Заречная» в городе Полысаево Кемеровской области. С 2016 года шахта в процедуре банкротства, последние полтора года конкурсный управляющий ищет покупателя на предприятие, а шахтёры получили уведомления о сокращении. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту превышения полномочий неопределённым кругом лиц из числа руководителей шахты. Обыски прошли синхронно с информационным всплеском активности «Сибантрацита». А упомянутая «группа» здесь при том, что Юрий Сазонов имеет отношение к компании «УглеТранс», крупнейшего кредитора и фактического инвестора «Заречной». Сазонов и Босов были партнёрами по разработке разреза «Кийзасский» в Кемеровской области и разреза «Восточный» в Новосибирской области, а также при строительстве порта Вера.

Связь между Александром Исаевым, Юрием Сазоновым и Юрием Барановым, представляющим углетрейдинговые компании «КВУ» и «МТК», указана прямо в одной из новостей «Сибантрацита», там, где сказано про Эльгинское месторождение в Якутии. Участники рынка утверждают, что упомянутые господа привлечены к организации разработки Эльгинского угольного комплекса – одного из крупнейших в мире месторождений высококачественного кокса. В марте основатель Yota Альберт Авдолян договорился о завершении сделки по полному выкупу Эльги у группы «Мечел» и Газпромбанка. Разработкой месторождения займётся новая команда управленцев, включающая бывших партнёров Босова. Речь идёт о развитии конкурента группы «Сибантрацит».

Исаев подал в суд иски к «Сибантрациту», «Востокуглю» и «Аллтеку». По сведениям ЦДЖ, аналогичные иски подготовили юристы Сазонова. Сейчас скандальные публикации с сайта «Сибантрацита» исчезли, но скриншоты наверняка заверены нотариально, так что разбирательства могут продолжаться. 

В империю Босова входит много активов в разных регионах. Оставим подробное описание всего и вся федеральной прессе, для которой самоубийство олигарха – главный сюжет начала мая. Для Новосибирской области важней всего перспективы «Сибантрацита». На рынке энергетических углей с 2019 года глубокий провал, и коронакризис дополнительно ухудшил ситуацию. Добыча антрацита на этом фоне выглядит весьма привлекательным бизнесом для крупных хищников, способных захватить компанию, внезапно оставшуюся без лидера. Ситуация требует повышенного внимания со стороны областной власти: как налогоплательщик, работодатель и социальный партнёр «Сибантрацит» сейчас кажется незаменимым, и если речь зайдёт о смене собственника, то целесообразно настаивать на переходящих обязательствах перед регионом.

Другие новости