Мусорные войны: ответный удар

Компания «Эко-лайн» отсудила у мусорного регоператора «Экологии-Новосибирск» часть платы за перевозку отходов в 2019 году. Точка в этом споре не поставлена, и в целом пока складывается ощущение, что местные игроки надолго утратили позиции на мусорном рынке.

2019 год, на который пришёлся старт мусорной реформы в Новосибирской области, прошёл на фоне конфликтов между регоператором и перевозчиками. Взаимные претензии по поводу стоимости транспортировки вылились не только в судебные процессы, но и в политические демарши. В конце осени крупные участники рынка – две компании «Эко-Лайн» и компания «Ла транс» – устами общего представителя, бывшего областного депутата Владимира Булычева объявили о готовности уйти с рынка из-за невозможности адекватного взаимодействия с «Экологией-Новосибирск». Это выглядело, как угроза. Заявление перевозчиков должно было распалить депутатов Законодательного собрания, и без того нервно реагирующих на любой проблемный аспект мусорной реформы. Также можно было надеяться на реакцию областного правительства, заинтересованного сохранить стабильность в сфере оборота отходов.

В итоге вместо контрактов на 2020 год компании «Эко-Лайн» и «Ла транс» получили от регоператора претензии более чем на 2 млрд в виде штрафов с завышением стоимости услуг. Поскольку закон запрещает штрафовать более чем на сумму годового контракта, «Экология-Новосибирск» скорректировала претензии. Один «Эко-Лайн» получил иск на 91,7 млн рублей, второй на 318,4 млн. Тем временем, перевозчики взялись отсуживать у регоператора недоплаченное (по их версии) за услуги.

На этой неделе «Эко-Лайн» выиграл в Арбитражном суде Новосибирской области иск к «Экологии-Новосибирск» на 18,5 млн рублей за неоплаченные услуги и пеню на 283,4 тысяч рублей. Во встречном иске на 91,7 млн рублей суд регоператору отказал. Но устоит ли этот вердикт, дойдёт ли решение до вступления в силу? «Это только первая инстанция. В остальных процессах приняты наши встречные требования и назначаются экспертизы», – прокомментировала для ЦДЖ гендиректор «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова.

Завершение первого процесса в первой инстанции напомнило о текущей расстановке сил на новосибирском рынке транспортировки отходов. Передел этой сферы пока обходится без болезненных последствий. На итоговой пресс-конференции в конце декабря 2019 года спикер заксобрания Андрей Шимкив отмечал: «Практически все наши перевозчики были отодвинуты в сторону». Озабоченность по тому же поводу высказывал мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Заместив новосибирских перевозчиков, не сумевших выстроить взаимовыгодные отношения с регоператором, львиную долю объёмов получили аффилированные между собой ООО «Айсберг» и ИП Волкова И.А., связанные с федеральным холдингом «Мой коммунальный стандарт». Под управлением дочернего АО «МКС-Новосибирск» 659 многоквартирных домов в разных районах города и пригородах.

Эксперты указывали на риски альянса «Экологии-Новосибирск», подконтрольной группе «ВИС», со структурами МКС: скоординированные действия двух игроков федерального масштаба могут существенно изменить расклады в новосибирской сфере ЖКХ с чувствительными последствиями в экономическом, социальном и политическом аспектах. Эти прогнозы остаются в сослагательном наклонении. Глобальный монополист, объединяющий функции мусорного регоператора, транспортировщика отходов и управляющего жилым фондом, пока лишь фантом без плоти.

Другие новости