За что платит Абызов доходами от продажи «СИБЭКО»

Государство нацелилось отнять у Михаила Абызова деньги, вырученные за продажу новосибирской компании «СИБЭКО». Это сигнал бизнесменам во власти и около неё, но однозначно правильного прочтения его нет.

Более 20 лет Абызов был демонической фигурой для новосибирского истеблишмента. Контролируя городскую энергосистему, он попутно влиял на многие сферы бизнеса, равно как и на политические проекты. Топ-менеджеры местных предприятий Абызова сами становились знаковыми фигурами в элите сибирской столицы. В годы президентства Дмитрия Медведева бизнесмен получил портфель министра по делам открытого правительства – сомнительный с точки зрения материальных активов статус, позволивший, тем не менее, претендовать на новый уровень федерального Олимпа.

В последние годы Абызову было определённо не до Новосибирска. Его роль в местных событиях откровенно мифологизировали. Несколько лет шёл поиск покупателя на «СИБЭКО»: источники ЦДЖ рассказывали о переговорах с разными соискателями. Но не было никаких указаний на личное участие Абызова. Скорей наоборот – работающие с ним люди жаловались, что «Миша совсем отошёл от дел».

Наивно было бы полагать, что министр-капиталист был в полном неведении насчёт подготовки к продаже своего главного актива. И точно также наивно было бы считать, что столь прожжённый воротила не позаботился о легитимном прикрытии своих интересов по всем фронтам. За исключением одного – вмешалась большая политика. Уже в 2018 году были явные признаки кампании по ослаблению группы поддержки Медведева. Наверняка у Абызова были свои планы, но выход в кэш после продажи «СИБЭКО» мог насторожить: не пойдёт ли часть этих средств на поддержку либерального крыла, мерещившегося вокруг экс-президента и (тогда ещё) премьер-министра?

В Новосибирске большее замешательство вызвал не арест Абызова, а то, что под раздачу попали сразу несколько известных в городе персон – бывший гендиректор «Новосибирскэнерго» Александр Пелипасов, директор «Региональных электросетей» Сергей Ильичёв, топ-менеджер «Ру-Ком» Николай Степанов. Позже в числе фигурантов оказался и экс-гендиректор «СИБЭКО» Руслан Власов. Дружественные бизнесмены скидывались на адвокатов, подыскивали жильё в Москве, куда можно было бы перевести знакомых под домашний арест. Прошлой весной думали, что СИЗО это от силы месяца на два. А вот уже незаметно пролетели полтора года.

До сих пор никак публично не обозначились те загадочные акционеры «СИБЭКО», в интересах которых было возбуждено уголовное дело против Абызова и прочих. Напомним основную фабулу – предпринимателя обвинили в том, что он якобы украл деньги у компании, которую сам контролирует. Позже дело обросло дополнительными обвинениями. А пока Генеральная прокуратура добилась в первой инстанции взыскания с Абызова более 32 млрд рублей, вырученных за продажу «СИБЭКО».

Мотивировка проста: прокуратура считает, что Абызов незаконно обогатился, пребывая на госслужбе. Ему следовало сдать все активы в доверительное управление, а он якобы лично участвовал в переговорах о продаже компании. Поэтому стоимость сделки полежит взысканию в доход государства.

Пресса шумит о рекордном взыскании – до сих пор таких сумм незаконно дохода ни с кого в России не взыскивали. Защита Абызова шумит о другом рекорде: суд рассмотрел дело в ошеломительно быстрый срок, отказав адвокатам во всех ходатайствах и оставив без внимания все доводы ответчика. Конечно, будет обжалование, решение в законную силу ещё не вступило. И даже если оно устоит во второй инстанции, непонятно, как его будут исполнять: деньги ушли в офшоры, и взыскивать их из-за рубежа может оказаться проблематичным.

В статье про суд «Коммерсант» привёл обширный комментарий одного из защитников экс-министра Юлия Тая. «По словам адвоката, господин Абызов пришёл в правительство долларовым миллионером, покинув его с существенными финансовыми потерями, а теперь остался без всего. Может, следующему бизнесмену, который решит пойти в чиновники, лучше сразу отдать свои активы государству, а не в доверительное управление, как господин Абызов, отметил господин Тай», – написано в репортаже. Это лишь одна часть послания, которое можно увидеть в деле Абызова. Нельзя игнорировать и другую: Михаил Анатольевич проник в тот эшелон власти, выход из которого может стоить дороже, чем вход. Владельцы крупных состояний тянут лямку в правительстве, федеральных структурах, в парламенте и на губернаторских постах, опасаясь потерь и репрессий в случае вылета из обоймы. Есть тому примеры и в новосибирском истеблишменте. По нынешним голодным временам чиновный или политический статус не даёт гарантий неприкосновенности, но всё же остаётся некой страховкой. Лишись его – превратишься в мишень, богатую, привлекательную.

Другие новости